Наследие предков

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наследие предков » 6-й научный отдел "Медиевистика. Ереси" » Среденевековые ереси


Среденевековые ереси

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Уважаемые участники форума и наши дорогие гости!
Прошу не быть столь критичными к моей скромной обзорной работе.
Историю ересей, я излагаю довольно кратко, без глубокой подготовки, основываясь не на самом глубоком материале, посему, информация конечно же не полная и требует дополнительной доработки. Я надеюсь на Вашу помощь!

Итак, Ереси!

Средневековая Европа унаследовала от Римской империи христианскую церковь. Христианство, представлявшее первоначально религию угнетенных, постепенно изменило свой характер и превратилось в 4 в. в официальную религию, служившую интересам господствовавшего класса. К тому времени христианство уже распространилось на всей территории империи и охватило большую часть населения. Прежняя демократическая организация христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную иерархию. В своих проповедях христианское духовенство призывало к повиновению властям и смирению перед угнетателями. Это заставило римские власти изменить отношение к христианству и от гонений перейти к признанию и поддержке новой религии.
Христианство с его монотеизмом могло лучше, чем различные языческие культы, сплотить в единое целое  разноплеменное население империи, а централизованная церковная организация- дополнить государственную бюрократическую систему. Именно такую роль и начала играть христианская церковь после ее признания Константином ( Миланский Эдикт 313г). Вскоре христианство стало в империи господствующей религией и церковь  превратилась в крупную экономическую, политическую, и идеологическую силу. Епископы не только  управляли церковными диоцезами ( округами), но и располагали судебно–административной властью в своих владениях.
Превращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви в орудие угнетения вызвало раскол среди верующих.
Несогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию выдвигали свои особые еретические ( несогласные с официальной религией) вероучения. Так появились богословские ереси, в которых находила свое выражение оппозиция угнетенных масс против господствующего строя и церковной иерархии.
Уже на Никейском Соборе в 325 г. былоосуждено распространившееся  в восточных провинциях империи арианство, отрицавшее божественную природу « второго лица троицы» - Христа, а следовательно, ставившее под сомнение учение о божественности христианской церкви. Арианство проникло в среду варваров, враждебно относившихся к Римской империи [1,13-14].
В  христианской религии, как и в других монотеистических религиях, существовало много еретических ( несогласных с официальной догматикой) учений. Они начали появляться с того времени, как христианство стало официально признанной государственной религией, и сопровождали его на всем протяжении истории. Возникновение ересей объяснялось тем, что в средневековом христианстве выражалось религиозное сознание разных социальных групп, как феодальных верхов, так и широких народных масс. Поэтому всякое недовольство феодальным строем неизбежно облекалось в форму богословской ереси. «Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» ( Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии) [1,337].

Церковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчиняя  своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. Церковь приобрела большое экономическое и политическое значение. Сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали влияние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы.
  Церковные учреждения – епископства, аббатства – пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светскими феодальными сеньориями. 
Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний: отлучение, ставившее человека вне церкви лишавшее его возможности получить « спасение» на « том свете»; интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны4 анафему – публичное предание проклятию – и разного рода покаяния и епитимьи. Этим оружием церковь и ее глава – папа – поражали не только простых людей, но и власть имущих – королей. Папство пользовалось им в целях подчинения светской власти и создания теократии.
Развитие массовых еретических движений в Западной Европе было связано с появлением и расцветом городов. Острые социальные контрасты между горожанами и феодалами, между разными имущественными прослойками городского населения, активная политическая жизнь и организованность горожан создавали благоприятные условия для появления еретических учений.
Эти разные по своему характеру учения выражали протест городских крестьянских масс против господствующего феодального строя. « Революционная оппозиция феодализму… выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания». ( Энгельс. « Крестьянская война в Германии»).
По своему характеру, средневековые ереси делились на бюргерские и крестьянско-плебейские.
Само понятие ереси было чрезвычайно зыбким и неопределенным, так что любое высказывание и настроение можно при желании истолковать как еретическое, а помимо того, при недостатке таких высказываний их можно было и  выдумывать. Фактически каждый человек был беззащитен перед опасностью возможного обвинения в ереси. Если это не входило в намерения и планы инквизиторов, он не мог ни оправдаться, ни избежать страшных пыток и мучительной казни.
Будучи распространена в массах, тенденция к мистическому « соединению души с божеством» давала не только эмоциональную разрядку в тяжелых условиях жизни того времени но и возможность удовлетворять свои религиозные потребности без посредничества духовенства.
  Мистика, таким образом, выходила из церковных рамок и становилась ересью, нетерпимой для католической церкви. Охватив же широкие массы, она побуждала их к действию, а так как  церковь сохраняла свои позиции при помощи вооруженной силы и насилия, то сопротивление ей неизбежно выливалось в восстания и войны, дававшие выражение и выход всем классовым противоречиям того времени. 
Бюргерские ереси выражали протест мелких собственников против феодальных порядков, и прежде всего против церковных установлений, мешавших развитию городов и их экономики. Они требовали ликвидации привилегий духовенства и лишения его мирских благ, секуляризации церковной собственности, упрощения и удешевления церковных обрядов.
Их идеалом была раннехристианская «апостольская церковь» Это были умеренные ереси, не отрицавшие в принципе существующего феодального строя. Поэтому идеи бюргерской ереси находили нередко поддержку у отдельных групп феодалов, заинтересованных в секуляризации церковной собственности и ограничении влияния духовенства и папской курии.
БЮРГЕРГСКАЯ ересь – заключалась в борьбе против духовенства как части господствующего класса феодалов. Но чтобы выбить почву из-под ног церкви, надо было скомпрометировать проповедуемое ею учение, противопоставив ему другое религиозное же учение как более истинное или единственно истинное. Удобным способом осуществления этого было обличение церкви в том, что она порвала с принципами первоначального христианства и со строем раннехристианской церкви; сам по себе данный факт был очевиден и констатация его абсолютно правильной.
Значительно дальше шло крестьянско-плебейское еретическое движение, выражавшее чаяние народных низов и требовавшее установления равенства между людьми. Наиболее радикальные уравнительские ереси представляли собой идеологию народных масс, боровшихся с оружием в руках против феодального гнета ( «апостольские братья» лолларды, табориты).
В ранних еретических движениях сочетались элементы обоих направлений ( альбигойцы).
Между отдельными еретическими учениями существовали значительные догматические различия. Тем не менее всех их объединяло резко отрицательное отношение к католическому духовенству во главе с папой и противопоставление ему библейских пастырей.  Особенно резкие нападки вызывали продажа индульгенций и неравенство в причащении.
Церковь еретики называли «вавилонской блудницей», а папу – « наместником сатаны». В противоположность иерархической церкви они создавали свою простую религиозную организацию и вводили упрощенные обряды. Единственным источником веры еретики признавали Евангелие и совершенно отвергали « священное предание» ( писание отцов церкви, постановления соборов, папские буллы) . Весьма популярной была идея «апостольской бедности», переходящая у некоторых еретиков в строгий аскетизм. Большое распространение имели мистические идеи, основанные на особой трактовке библейских пророчеств, в частности видений Апокалипсиса.
Умеренно-бюргерское направление в мистике утверждало, что «божественная истина» заключена в самом человеке, и отрицало тем самым необходимость церкви. В нем содержались элементы пантеизма. Но этот мистический индивидуализм уводил в сторону от активной борьбы, во внутренний мир человека, пробуждая «видения» и религиозный экстаз.
Еретические учения подрывали авторитет церкви, наносили удар по католической догматике и способствовали распространению свободомыслия. Тем не менее сами еретики оставались фанатиками своих убеждений и так же, как и католики, враждебно относились к инаковерию и инакомыслию. К тому же все умеренные секты ограничивали свою проповедь только требованиями церковных преобразований, замены « плохой церкви», и «ложной веры» «хорошей церковью» и «истинной верой», отвлекая массы от активной борьбы против феодального гнета.
Однако и в первые века после падения Рима еретических движений в христианстве было не меньше чем в более позднее время классического  средневековья:
В 5в. на востоке империи распространилось еретическое учение «монофизитов», утверждавших что Христос имеет только божественную природу и поэтому духовенство должно отказаться от всех «мирских благ»  и жить в бедности. В Римской Африке широкую популярность получило учение донатистов и агностиков ( левое направление донатистов), требовавшее реформы церкви, освобождения ее от всякой зависимости от государства. Агностики проповедовали первоначальное христианское равенство и призывали к общности имущества. Еретиков жестоко преследовали, однако это не могла остановить распространение ересей, в которых находило свое выражение недовольство существующим рабовладельческим строем. В 5 в. широко распространились религиозные ереси.

0

2

Против официальной церкви выступили несториане и монофизиты, толковавшие по-разному субстанцию второго лица троицы ( несториане отрицали в Христе божественную природу, монофизиты, наоборот признавали только его божественную субстанцию). Религиозные распри выражали политические  противоречия в среде господствующего класса; для угнетенных масс еретические учения служили формой социального протеста.
Уже во время правления императора Юстиана начались гонения на инаковерующих:    еретики и язычники подвергались гонениям. В 529г. в Афинах была закрыта высшая школа – последний оплот античной науки и культуры.
К 8 веку нашей эры духовенство владело огромными богатствами, вызывая зависть военной элиты. Завладеть церковными сокровищами было затаенной мечтой светской  знати. Пришедшие в 717г. к власти императоры Исаврийской династии, тесно связанные с военными кругами, искали разрешения конфликта за счет духовенства. Притязания этой группировки на богатства духовенства внешне выразились в борьбе против почитания икон 9 иконоборчество). Эдиктом 726г. Лев 3 ( 717 –741) объявил почитание икон, креста, мощей и т.п. идолопоклонством.  В борьбу, длившуюся более столетия, были вовлечены все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, разгул фанатизма, ссылки, пытки, казни, истребление инакомыслящих. Богатства церквей и монастырей конфисковывались, монастыри закрывались, монахов принуждали к военной службе, к вступлению в брак. Сопротивлявшихся наказывали вплоть до смертной казни.  Особенно свирепствовала малоазийская военная знать в середине 8 в.
С конца 8 в иконоборчество стало ослабевать. Усиление борьбы обездоленных и задавленных налогами народных масс одинаково угрожало обеим враждующим группам. Перед лицом этой опасности императоры поняли необходимость единства церкви и укрепления союза с нею. К тому же главная задача иконоборцами была решена : государство и провинциальная знать присвоили сокровища духовенства. В 843г. иконопочитание было торжественно восстановлено. Иконоборцев предали анафеме; все старые догмы обрели прежнюю силу. Однако церкви не были возвращены ее богатства[1,66]

ПАВЛИКАНЕ
- В конце 820 г. в Малой Азии началось восстание под руководством Фомы Славянина, которое всколыхнуло угнетенные массы. В Малой Азии распространилось движение павликан. Возникнув в 7 в . в Армении или Сирии как религиозная секта, павликанство к середине 9 в. стало идеологией вооруженного крестьянского восстания. Павликане принимали участие в восстаниии Фомы Славянина. В основе их учения лежало представление о борьбе двух миров – мира добра – и мира зла. Бога
они считали творцом лишь мира духовного – мира добра. Весь же материальный мир они объявили миром зла – творением сатаны. Церковь, бывшая опорой государства, расценивалась также как служительница сатаны.
С особенно жестоким репрессиями правительство обрушилось на павликан после восстановления иконопочитания. Отказавшихся отречься от своих взглядов немилосердно избивали, топили в море, сжигали. Было уничтожено до 100 тыс. человек. Но павликане долго сопротивлялись. В середине 9 в. на востоке малой Азии возникло независимое павликанское государство со столицей в г. Тефрика. Временами в руках павликан оказывалась почти вся Малая Азия. Лишь в 872г. их войско было окончательно разбито и Тефрика разрушена [1,67].

БОГОМИЛЬСТВО.
Разделение людей на богатых и бедных еретики считали не единственным злом, царящим в мире. В более широком плане они рассматривали весь земной мир как воплощение зла и нечистоты. Здесь коренился  дуализм доброго и злого начал в мире, заимствованный ранними ересями из манихейства и пронизывавший в дальнейшем вероучения многих средневековых сект.
БОГОМИЛЫ - считали творцом Вселенной не Бога, а Сатану, который, по их представлениям, был сыном Бога, притом старшим, в то время как Христос признавался его младшим сыном; на долю Бога, с этой точки зрения, выпало сотворение только невидимого мира – духовного и вечного. Таких же взглядов придерживались и павликане, а в дальнейшем – катары. 
Учение о сотворении мира злой силой противоречит первым главам книги Бытия. Но еретики указанных направлений отрицали весь Ветхий завет в качестве божественной книги. Ветхозаветный Иегова, как учили павликане и катары, «не кто иной, как сатана, ветхозаветные пророки и патриархи – его слуги –бесы». Довольно убедительно звучали приводившиеся ими аргументы относительно таких неприглядных нравственных свойств ветхозаветного бога, как жестокость и вероломство, тщеславие и лживость. Священной книгой признавался Новый завет, но трактовался он во многом «духовно» т.е. произвольно. Культовая сторона во всех ересях была значительно упрощена по сравнению с католицизмом [2,252].

Болгария.
  Войны с Византией, обладавшей несравненно большими ресурсами, истощили страну. Все больше разоренных крестьян попадало в феодальную зависимость.  Феодализация Болгарского государства сопровождалась усилением классовой борьбы. В начале 10 в. распространилось антифеодальное еретическое движение, получившее наименование богомильства. Догматика богомилов испытала сильное влияние павликанства, приверженцы которого населяли Филиппополь  и его округу. Богомилы отвергали официальную церковь, резко обличали корыстолюбие и праздность духовенства. Они проповедовали неповиновение властям и господам, сообщает писатель  10 в. Козьма, «хулили богатых, ненавидели царя, ругали старейшин, укоряли бояр», называли «мерзкими богу» работающих на царя и призывали угнетенных не трудится на своих господ. Временно подавленное в середине 10 в. богомильство вскоре снова окрепло и в течение нескольких веков оставалось  на Балканах знаменем угнетенных в борьбе с феодалами и в странах Западной Европы. Начавшееся восстание  Петра Деляна в 1040г. распространилось на большую часть владений империи в Европе. К восстанию примкнули сербы, албанцы, греки. Но часть славянской знати изменила. Предательскую позицию в решающие моменты занимала местная знать и в других восстаниях. Наиболее упорной была борьба разорявшегося свободного крестьянства. В центральной Болгарии после восстания павликан и богомилов, подавленного войсками, тысячи еретиков были выселены с родных мест. В 1111 г, заживо сожгли главу богомилов Василия. Во второй половине 12 в. по Македонии прокатилась новая волна репрессий против богомилов[1,86-88].

0

3

      ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 11- 13 ВВ.
История еретических движений средневековья изобилует названиями и представляет собой в этом смысле большую пестроту.    Если не считать таких малоизвестных, как эвхиты, петробрусианцы, генрихиане, оливиты, и т.д., то следует  во всяком случае перечислить наименования ересей, сыгравших важную роль в средневековой истории: павликане, богомилы, катары и альбигойцы, вальденсы, фратичели, апостольские братья, беггарды, иоахимиты, и особенно движение, связанное с именем Дольчино, лолларды и виклифиты в Англии второй половины 14 в., гуситы ( табориты и калликстинцы) в Чехии в 15 в.
Раньше всего еретические движения распространились в городах Италии, где особенно резко проявлялись социальные антагонизмы.
Во второй половине 11 в . в Милане появилась патария.
Патараны бичевали испорченность нравов духовенства, призывая к строгому безбрачию и отказу «служителей бога» от мирских благ.
Вместе с тем они выступали против феодальной знати и богатого купечества.
Другая секта, основанная Арнольдом Брешианским ( арнольдисты), выдвинула радикальную программу политических преобразований – лишение духовенства  политической власти и создание ( в частности в Риме) чисто светского республиканского правительства.  Это была ранняя бюргерская ересь.
   Наивысшего расцвета еретическое движение достигло во второй половине 12-13 вв. Центром его стала Южная Франция, характеризовавшаяся в те времена высоким уровнем развития экономики и культуры. Здесь распространилось два еретических учения – катарство и вальденство.
  12 век был периодом разгара движения катаров. Оно охватило Северную Италию, Южную, а затем и всю Францию, Фландрию, проникло в Швейцарию, Германию и Англию. К концу 12 в. папство усмотрело настолько серьезную опасность для себя в существовании катарской и примыкавшей к ней ересей, что предприняло решительные меры для ее искоренения, не остановившись перед истреблением десятков тысяч как несомненных катаров, так и всех, подозревавшихся в принадлежности к этой ереси.

КАТАРСТВО ( «катарос» - греч. – « чистый») принадлежало к дуалистическим ересям и было связано с распространившимся в Болгарии богомильством. Оно утверждало, что в мире происходят вечная борьба добра со злом и добро должно восторжествовать над злом. Под добром катары понимали духовное начало, под злом – физический мир, созданный сатаной. Ко злу они причисляли  и существующую церковь во главе с  папой.
Катары признавали только евангелие, совершенно отвергая Ветхий Завет. 
  Они создали свою церковь, простую, без иерархии духовных чинов. Единоверцы делились на две категории « совершенных» и «верующих». Первые вели аскетический образ жизни и выполняли функции пастырей, вторые были обычными мирянами, ревностно следовавшими предписаниям своей веры. Катарство распространилось в странах Южной Европы, нередко в сочетании с другими ересями, например с вальденством [1,339].
После того, как Латеранский собор 1179 г. не только подтвердил все прежние анафемы против еретиков, но и объявил крестовый поход против них, начались войны против одной из основных цитаделей катаризма – области Альбижуа на юге Франции с центром в городе Альби.
С 1209 по 1229 г. длились кровавые войны, в которых крестоносное ополчение действовало в соответствии с воззванием папы:
«Истребляйте нечестие всеми средствами, которые откроет вам БОГ!.. Бейтесь бодро с распространителями ереси; поступайте с ними хуже, чем с сарацинами…» 
  Общеизвестна реплика папского легата Арнольда Амальрика в ответ на вопрос одного из крестоносцев при взятии города Безье в 1209 г.: как отличать еретиков от католиков? Служитель милосердного Христа, ссылаясь на новозаветный текст ( 2 Тим., 2 19), ответил : « Убивайте всех, господь отличит потом своих от чужих»[2,253].

Неудивительно, что после такого инструктажа были истреблены все жители Безье, вероятно, около 20 тыс. человек. Альбигойские войны привели к тому, что ранее цветущий край был превращен в безлюдную пустыню. Дальнейшее искоренение катаризма, как и  других ересей, было уже делом инквизиции, которую папство не замедлило учредить после того, как ему удалось нанести решающий удар по альбигойцам.

Катары исповедовали еще более всеобъемлющее антицерковное учение – они отрицали все то, что составляло силу духовенства и являлось источником материальных благ для него. Они отбрасывали учение о чистилище и этим лишали церковь возможности обогащаться за счет тех, кого она бралась освободить от его мук. Они отрицали чудодейственное значение мессы, таинств, в т ом числе причащения, не воздавали поклонения мощам, иконам, кресту, святой воде. Катары осуждали взимание десятины церковью, вымогание духовенством всевозможных приношений и пожертвований и т.д.

Большое место в идеологии почти всех ересей занимает обличение зла, царящего в мире. Прежде всего их мишенью выступало духовенство – его алчность, награбленные им огромные богатства, не прекращавшаяся практика дальнейшего безжалостного грабежа народа, роскошная жизнь, которую вели прелаты разных чинов и категорий, разврат, царивший среди духовенства, высокомерие и надменность служителей божиих.
Все это противопоставлялось евангельским образам Христа и апостолов, не имевших имущества, проповедовавших скромность и презрение к жизненным благам, милосердие и всепрощение и, конечно же всеобщую любовь. Еретики отрицали право духовенства на монополию в делах веры. Вальденсы, например, утверждали, что проповедовать слово Божие имеют право все, в том числе и миряне, что месса, которую служат священники, не имеет никакого значения, а молитва, произнесенная в любом месте, не хуже той, которая прочитана в церкви.
ВАЛЬДЕНСТВО -  эта ересь появилась в конце 12 в на юге Франции. Ее основателем был Петр Вальд – сын богатого лионского купца. Отказавшись от своих богатств он стал проповедовать нищенскую жизнь и аскетизм. Вальденсы отвергали большинство христианских таинств, молитвы. Иконы, культ святых, учение о чистилище и не признавали церковной иерархии. Они проповедовали «бедную апостольскую церковь». Еретики отказывались платить налоги и десятину, нести воинскую службу, не признавали феодального суда, выступали против смертной казни. . Вальденсы разделяли некоторые общие взгляды с катарами. В Южной Франции и те и другие именовались альбигойцами ( от названия города Альби)[1,339]
  В 14-15 вв. радикальные крестьянско-плебейские ереси стали идеологией революционных восстаний. Секта апостоликов организовало восстание под предводительством Дольчино . Движение ранних лоллардов ( в лице Джона Болла) сыграло большую роль в восстании У . Тайлера. Табориты составили крайне революционный фронт гуситского движения и гуситских войн. Бюргерские ересиархи в лице ДЖ. Виклефа и Я. Гуса создали теоретическую основу ранних реформационных движений.

ЮГ ФРАНЦИИ до 13 в  жил обособленно от севера и превосходил его в хозяйственном и культурном отношении. Среди населения цветущих городов Лангедока, а затем и в сельской местности распространилось еретическое учение катаров и вальденсов. Позже их стали называть общим именем – альбигойцы ( по городу Альби, являвшемуся центром распространения ереси), хотя в догматике и обрядах вальденсы от катаров весьма отличались.
К альбигойству примкнули многие рыцари и представители знати Лангедока, стремившиеся завладеть церковными землями. Их поддержал и тулузский граф.  Церковь безуспешно пыталась пресечь распространение ереси. Альбигойство охватило почти весь юг и проникало в другие области. Тогда папа Иннокентий 3. в 1209г. объявил крестовый поход против альбигойцев. Многие северофранцузские епископы и светские феодалы под предводительством Симона де-Монфора и папского легата двинули в Лангедок свои ополчения ( король Филипп 2 отказался участвовать в походе) Альбигойцы мужественно сопротивлялись. Но главные их центры были захвачены крестоносцами, множество альбигойцев уничтожено. В 1218г. после гибели Симона де-Монфора в войну вмешался французский король. В результате успешных походов Людовик 8 в 1229г. присоединил графство Тулузское к своему домену.   

Флагеллланты – Мистическая экзальтация, распространенная в народных массах, находила свое выражение и в движениях, которые представляются сегодня граничившими с массовым психозом и иногда действительно переходившими в форму религиозной истерии.   
   Помимо поста и других форм аскетического подвига большое распространение получило самобичевание. Старые формы этого испытанного средства религиозного спасения оказывались недостаточными. Мало было того, чтобы практиковать его в уединении монастырской келии, получая «духовную дисциплину» от своего исповедника; действие благочестивого переживания многократно усиливалось, когда кающиеся собирались большими группами и производили экзекуцию над собой коллективно, заражаясь общим настроением и соревнуясь друг с другом в благочестивом самоистязательном рвении. Так возникло движение флагелллантов – бичуючихся.
Многолюдными процессиями двигались по улицам городов и селений толпы доведенных почти до помешательства людей, предававших себя нещадному бичеванию. В середине 14 в движение охватило почти всю Германию, Венгрию, часть Польши, Швейцарию.
Папство не сразу усмотрело в этом движении ту опасность, которая грозила ему. Вначале оно даже поощряло его, считая что такое публичное изъявление религиозных настроений будет на пользу католицизму и интересам церкви. Немного времени понадобилось для того, чтобы увидеть, с какими неприятностями для церкви все это может быть связано. Людям, которые с такой страстью и так активно расправлялись со своими грезами, не нужны были для этого священнослужители, они не покупали индульгенций, не обогащали церковь своими взносами, считая, что достаточно щедро расплачиваются с богом собственными ранами и страданиями. Вместо того чтобы пользоваться в целях своего спасения пролитой когда-то кровью Христа и мучеников, они во имя этого спасения проливали собственную кровь. Здесь была уже ересь, которая своей практикой наносила материальный ущерб церкви. И церковь резко осудила теорию и практику флагелантов в особой папской булле 1349г.
Начались массовые казни и инквизиционные процессы с применением пыток. Вскоре с движением флагеллантов было покончено.
Известно, как жестоко преследовала средневековая церковь мужчин и в особенности женщин по обвинению в контактах с дьяволом и в служении ему: процессы ведьм и колдунов составляли один из важных разделов теории и практики церкви. Есть основания полагать, что далеко не во всех случаях этого рода обвинение было ложным: поклонение сатане и его нечестивому воинству, безусловно, имело место в средневековой Европе [2,255]

0

4

ЧЕХИЯ, Ян Гус и гуситское движение.
В начале 15 в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета  ЯН ГУС ( 1371 –1415).
  Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409г. – ректором этого университета . Это был первый чех – ректор. В своих проповедях в Вифлиемской  часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций ( грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды.  Он требовал введения жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги сан и допускавших порочащих их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья,  в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры.
Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава 4 издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому  руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.
  Ян Гус перевел на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать ее верующим.
  У Гуса были талантливые ученики  и последователи, которые выдвигали еще более радикальные реформационные идеи. Крупный ученый и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе
католическим духовенством. Он отвергал иконы, мощи и все католические обряды.
Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав 4, заинтересованный в проведении церковной реформы и секуляризации церковной собственности  в пользу государства, ограничился только временным удалением Гуса из Праги.
  В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения, как признанного проповедника-реформатора. Но на соборе его не стали выслушивать, а потребовали отречься от своих «еретический заблуждений». 6 июля 1415г. по приговору собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце. Такая же участь постигла Иеронима Пражского.
В ответ на расправу над Гусом и Иеронимом, по всей Чехии начались массовые народные выступления.
  Весной 1420 г. папа объявил крестовый поход против гуситов, в главе которого  стал сам император Сигуизмунд. В  Чехию вторглось около 100 тыс. крестоносцев, большей частью немцев, которые были уверены в легкой победе. Но чешский народ, поднявшись на защиту своей родины, дал решительный отпор крестоносной армии, разгромив врага у Витковой горы, в окрестностях  Праги. Большая заслуга в победе над крестоносцами принадлежала выдающемуся гуситскому полководцу Яну Жижке, в честь которого Виткова гора была переименована в гору Жижки.

Борьба  в лагере гуситов.
Табориты требовали свободного толкования священного писания, уничтожения всех предметов католического культа, разрушения церквей и монастырей и секуляризации церковно-монастырской собственности в пользу народа. Они не признавали культа святых  и мощей, пышного облачения священнослужителей. По их учению обряд богослужения могли совершать все знающие писание люди, в том числе и женщины, без особого облачения, в обычной одежде.
  Поскольку состав таборитов был весьма неоднороден по своему социальному характеру, в их среде появились умеренное и радикально-хилиастическое течения. Хилиасты учили, что в ближайшее время наступит тысячелетнее царство божье на земле и установится полное равенство между людьми. Они отрицали не только собственность, но и семью.  В 1421 г. хилиасты были изгнаны из Табора умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Руководители хилиастов Мартин Гуска и другие были сожжены на кострах. Это не только нанесло удар по хилиазму, но и в целом подорвало революционное гуситское движение [1,293-297].

Испания при Филиппе 2.
ФИЛИПП II Габсбург (Felipe II) (21 мая 1527, Вальядолид — 13 сентября 1598, Эскориал),
С воцарением Филиппа 2 – неистового религиозного фанатика – в Испании наступил один из самых мрачных периодов ее истории. Король добивался беспощадного истребления еретиков и утверждения неограниченного господства над своими поддаными. Еще более активизировалась деятельность инквизиции, которая превратилась по существу в часть государственного аппарата, а инквизиторы – в должностных лиц короля, назначаемых и смещаемых по его усмотрению. В Испании были не только полностью истреблены лютеране и кальвинисты, преследованиям подвергались все заподозренные ( часто без всяких оснований) в малейшем отклонении от ортодоксального вероучения. Содействуя дальнейшему укреплению королевской власти, инквизиция подчас расправлялась и с политическими противниками абсолютизма.
В руках инквизиции был сосредоточен надзор над духовной жизнью страны. Она ведала цензурой и издавала индексы запрещенных книг.
Усиленным преследованиям инквизиции подвергались мориски. Им запрещалось сохранять арабские  имена, говорить и читать по-арабски, придерживаться своих исконных обычаев. Подозревая морисков в тайной приверженности к мусульманству, инквизиция неусыпно наблюдала за ними [1,452].

Нидерланды.

В 60-х годах усилилась классовая борьба крестьянства и городской бедноты. Народ ненавидел спесивых испанцев и католических священников, которые пьянствовали, развратничали, обирали людей и, нарушая тайну исповеди, использовали доверчивость прихожан для выявления и преследования еретиков и противников существующего строя. Поэтому антикатолические учения – особенно кальвинизм – широко распространялись в промышленных городах, местечках и деревнях Фландрии, Брабанта, Голландии, Фрисландии и др. провинций. Советы кальвинистских общин – консисторий, - во главе которых стояли  революционно настроенные буржуа, призывали народ покончить с «великим идолопоклонством и вавилонской блудницей» - католической церковью. Огромные толпы вооруженных людей собирались слушать пламенные речи еретических проповедников и порой оказывали вооруженные сопротивления властям. В ряде мест народ силой воспрепятствовал казни еретиков.
Иконоборческое восстание 1566г. в Нидерландах.
10 августа 1566г. в районе промышленных городов Хондсхота, Армантьера и Касселя началось мощное восстание, получившее название   иконоборческого. За несколько дней оно распространилось на 12 из 17 провинций страны и всей силой обрушилось против католической церкви,
главной опоры испанцев. 5500 церквей и монастырей подверглись опустошительным погромам. Восставшие уничтожали иконы, статуи святых, причастия в дарохранительницах, забирали у церквей и сдавали в городские советы на местные нужды драгоценную церковную утварь. В ряде мест повстанцы уничтожили церковные и монастырские поземельные грамоты, закладные и долговые расписки, разгоняли монахов, избивали священников [1,451].

0

5

. Инквизиция. Борьба церкви с ересями. Нищенствующие ордена.   
  Идеологическая подготовка палаческой деятельности церкви во имя насаждения религии, любви и милосердия началась давно; весьма существенные соображения по этому поводу содержатся еще в писаниях Августина. В 13 в ., уже после того, как папская инквизиция развернула свою деятельность, Фома Аквинский писал : « что касается церкви, она исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся; оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго увещевания, как учит апостол. Если же еретик после этого продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение, заботится о спасении других, устраняет его из церкви посредством отлучения, а затем передает его светскому судье, чтобы он устранил его из мира посредством смерти… если бы и все еретики были истреблены подобным образом, это не было бы противно велениям Божиим…» [2,256].
  До 30-х годов 13 в. практика инквизиционной борьбы с ересями осуществлялась церковными властями на местах – это была так называемая епископская инквизиция. Здесь много зависело от обстановки в данной епархии, от соотношения сил епископ и светских властей, от его взаимоотношений с местным населением. В этих условиях беспощадное преследование еретиков было далеко  не таким систематическим и неуклонным, как позже.
В начале 30- х годов 13 в. папа Григорий 9 обнародовал ряд документов, которыми утверждалась централизованная папская инквизиция, порученная попечению  ордена доминиканцев.
  Организационный статус был дан инквизиции в булле « Ad extirpanda” обнародованной Иннокентием 4 в 1252 г. Из ее установлений особо примечательна официальная санкция применения пыток при инквизиционном допросе. Булла преисполнена наставлений в адрес светской власти, требующих непреклонности и абсолютной решительности в деле инквизиционного преследования; наставления сопровождались угрозами.   
Еретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католической церкви. Церковные соборы предавали анафеме ересиархов и их последователей. Для подавления массовых еретических движений церковь
организовывала крестовые походы ( Альбигойские войны, походы против апостоликов, пять крестовых походов против гуситов) В конце 12 в. появилась инквизиция ( лат. Inquisitio – расследование) для суда и расправы над еретиками. Сперва инквизиция білав подчинении епископов. В 13 в. Она превратилась в самостоятельное учреждение под верховной властью папы. Была создана система судебного расследования с применением изощренных пыток, запутанных софистических ухищрений и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали  признание  вины. Широко применялись доносы, поощряемые передачей доносчикам части имущества осужденных. Для наказания осужденные передавались в руки  светских властей, так как церковь лицемерно отказывалась  от “ пролития крови” Обычно осужденных еретиков сжигали на кострах[1,340-341]. 

Борьба церкви с ересями.
Одна из ересей  - концептуализм , близкое к номинализму, была представлена магистром парижской школы, Пьером Абеляром, сыгравший большую роль в развитии средневековой философии. Вольнодумство Абеляра 1079, ) ( навлекло на него гонения со стороны католической церкви. Главным источником понимания Абеляр считал окружавший нас мир, воспринимаемый и обобщаемый нашим разумом. Его главный тезис: “ Я понимаю для того чтобы верить” – подрывал догматы церкви, которая ставила веру выше познания. Школа, где преподавал Абеляр, стала центром оппозиции против ортодоксальной схоластики реалистов. Церковь признала учение Абеляра еретическим, ему было запрещено преподавать.
В первой половине 16 в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии, и Скандинавских государствах. Она проникла во Францию, Польшу, Венгрию. Это заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроиться и перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский собор. Заседавший с перерывами с 1545-1563гг.
   Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих инакомыслящих. Был составлен “индекс запрещенных книг”, в который, кроме сочинений реформаторов, заносили все сочинения, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.
Италия стала первой жертвой начавшейся в 40-х годах 16 в. общеевропейской католической реакции. В 1542 г. в стране была реорганизована инквизиция, а в Риме создан верховный инквизиционный трибунал с беспощадным кардиналом Караффой  ( будущим папой Павлом 4) во главе. Инквизиционные суды создавались в разных центрах Италии. Тем сторонникам реформации, кто не успел спастись бегством в другие страны, грозили суровые кары, вплоть до сожжения на костре.  В 1559 г. Павлом 4 был издан первый « индекс  запрещенных книг»; в дальнейшем этот индекс периодически переиздавался и пополнялся крупнейшими произведениями человеческой мысли, « еретическими « с точки зрения церкви ( в него входили книги Боккаччо, Макьявелли и др. ) За чтение  этих книг грозили наказания, сами книги сжигались. Цензура была передана в руки инквизиторов. Огромное влияние на духовную и политическую жизнь страны приобрел орден иезуитов, считавший инквизицию главным орудием уничтожения « видимой и невидимой заразы». С той же целью были образованы другие монашеские ордена – капуцинов, театинцев. В результате реформационные и еретические движения были искоренены. Церковь вступила в борьбу также с прогрессивными деятелями эпохи Возрождения. Многие передовые мыслители и крупнейшие ученые погибли на костре. В 1600 г. в Риме был сожжен Джордано Бруно, по приговору инквизиционного трибунала Галилео Галилей был объявлен узником инквизиции.*
Одной из жертв этого преследования  был гениальный итальянский философ Джордано Бруно ( 1548 –1600), который пропагандировал учение Коперника и вместе с тем развил новый взгляд на вселенную, намного опередивший его время и подтвержденный дальнейшим развитием науки. Солнечная система – это только одна из бесконечного множества небесных систем. Вселенная в целом вечна и безгранична. Согласно этому взгляду, Земля, признаваемая церковью центром мироздания, является всего лишь песчинкой космоса. Джордано Бруно был предан суду инквизиции и после восьми лет заточения и бесконечных пыток сожжен на костре в Риме.
Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому – Галилео Галилею ( 1564 – 1642).
В 1633 г. Галилея передали суду инквизиции и вынудили отречься от ,  «еретических»  взглядов. Находясь под бдительным надзором инквизиции, Галилей продолжал научные занятия по механике. Результаты своих открытий автору удалось обнародовать в вышедшей в Голландии книге.

Нищенствующие ордена. 
                                               ДОМИНКАНЦЫ

  По примеру францисканского ордена в 1216г. Был учрежден орден доминиканцев, создателем которого являлся испанский монах-фанатик Доминик. Члены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. Они одевались не в рубище, а в мантии ученых.
Это были образованные  “братья-проповедники”, захватившие в свои руки
систему образования и прежде всего богословские кафедры в университетах. Из их среды вышли такие известные столпы схоластики  и богословия, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Именуя себя “псами господними” ( domini canes -  созвучно «доминиканцы» ), они громили еретиков не только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. Из них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

ИЕЗУИТЫ.
   Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойлой ( 1491-1556гг). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя “служению Иисусу” и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбоне и создал там “Общество Иисуса”. В 1540 г. Папа утвердил состав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал ( первым генералом был  избран пожизненно Лойла) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил “провинциями” ордена. Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в “провинции” и не католические и даже не христианские страны.
Члены иезуисткого ордена в отличие от  других монашеских орденов жили в миру и были людьми  чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества  “дела Христова”, выполняя задание ордена, они пускали  в ход любые  средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские  начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов[1,428-429].

0

6

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
  Избранные цитаты.

   В 1480 г. в Испании была введена инквизиция, всецело служившая интересам государственной власти. Под ее неусыпным надзором находилось все население страны, но больше всего обращенные в  христианство мавры и евреи. Суду инквизиции мог быть подвергнут по тайному доносу любой испанец, подозреваемый в инаковерии или инакомыслящий. С помощью инквизиции подавлялась всякая оппозиция. По словам К. Маркса, в Испании « …благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Возглавлявший 9 лет испанскую инквизицию Торквемада послал на костер более 8 тыс. человек. Многие тысячи были осуждены на пожизненное заключение[1,280].

« На Западе мы встречаем целый ряд учено-богословских трактатов о духах злобы и их связях с людьми, трактатов, обработанных систематически и доведенных до изумительного анализа всех мелочных подробностей. Эта средневековая литература дополняла и формулировала народное суеверие, скрепляла его своим авторитетом и имела огромное влияние на общественные нравы, судебные процессы и законодательные установления. Уполномоченные от высших правительственных властей, инквизиторы по различным областям Италии, Франции, Германии и других земель,  где только проносилась молва о чародействе; следственные комиссии приступали к делу со всеми ужасами пыток и вынуждали самые чудовищные признания. Число жертв, погибавших от руки палача, превосходит всякое вероятие. От издания буллы Иннокентия 8 ( 1484г.) , направленной против колдунов и ведьм, до окончания казней за волшебство в одной Германии насчитывают более ста тысяч человек, осужденных на смерть. В Англии за все время, пока продолжались там подобные преследования, погибло более 30000 человек. Не подлежит  сомнению, что не одни пытки заставляли признаваться в небывалых сношениях с чертями; что бывали и добровольные самообвинения, исходящие из того болезненного суеверного сознания, отдаваясь которому человек всякое непонятное ему действие и всякую тревожившую его мечту готов был приписать сверхъестественным, демоническим силам. С особенною наглядностию раскрывается это в тех процессах, где были замешаны дети. Под  обаянием предрассудков, всосанных с молоком матери, впечатлительная фантазия детей принимала сновидения, горячечный бред и мечты напуганного воображения за живую действительность. В знаменитом процессе 1669г. в шведской деревне Мора, малолетние дети смело и настойчиво утверждали, что они околдованы и были в сношениях с дьяволом. Такое гибельное заблуждение действовало нередко как нравственная зараза и, зародившись в умах некоторых мальчиков или девочек, немедленно сообщалось от них всему детскому населению. Во Франции в одном благотворительном заведении в продолжение полугода почти все воспитанницы объявили себя ведьмами , рассказывали о сообщении своем с чертями, о своих полуночных сборищах, пирах и плясках. Несчастных детей так же безжалостно пытали, как и взрослых. Сожжение и казни ведьм продолжались почти до конца 18 ст.
В истории Англии известен процесс 1716г., когда Гикс и его девятилетняя дочь были повешены за то, что предались дьяволу и производили бури; в 1728г. в венгерском городе Сигедине сожгли тринадцать колдуний; в 1749г в Вирцбурге сожжена как волшебница Мария Рената; в католическом кантоне Гларусе подобная же казнь совершена над ведьмою в 1786году»[3,520-521].
 

Список литературы:
1.История Средних Веков. Под редакцией Н.Ф. Колесницкого.   М. «Просвещение» 1986. 
2. И. А. Крывелев  История религий  т 1. Изд. « Мысль» Москва 1975г.
3. «Молот Ведьм» Изд. Санкт-Петербург. «Амфора» 2005. Приложение. А.Н. Афанасьев. « Процессы над ведьмами»

0


Вы здесь » Наследие предков » 6-й научный отдел "Медиевистика. Ереси" » Среденевековые ереси