Место Ветхого Завета в текстах Нового Завета.
Приблизительно 10 % текста Нового Завета составляют прямые цитаты, парафразы или ссылки из Ветхого Завета. Из 39 книг Ветхого Завета только 9 не упоминаются в Новом Завете. Например, в Евангелии от Иоанна упоминается 27 ссылок из Ветхого Завета, в отличие от Марка, у которого встречается 70 ссылок. У Луки 109 ссылок на Ветхий Завет, а у Матфея 124 ссылки.

Источник: Roger Nicole "Old Testament Quotations in the New Testament" in: Hermenevtics, ed. Bernard Ramm (Grand Rapids: Baker, 1971). Raymond E. Brown S. S. The Gospel according to John I-XII introduction, translation and notes. USA New York, Garden City. Boubleday and Company, Inc. 1966, p. 538.

Символ веры Муссолини
В своем очерки Ральф Нортон приводит такую интересную информацию о периоде правления Муссолини в Италии. В этот период, в Италии был создан так называемый фашистский символ веры и катехизис, которым обучали младшие организации фашистов такие, как "Балила", "Маленькие итальянки" и т. п. Данный символ веры был прочитан с амвона епископом города Бремия, монсиньором Гаджия. Фашистский "Символ веры" гласит:
1. Верую в вечный Рим, мать моего отечества, и
2. Верую в Италию, ее первородное дитя;
3. Рожденное из ее девственного лона, милостью Божьею;
4. Страдавшие под игом насильников - варваров, распятое, умершее и погребенное?
5. Сошедшие в царство мертвых и восставшие из мертвых в девятнадцатом столетии;
6. Вознесшееся на небо в славе в годах 1918 и 1922 (поход на Рим);
7. Сидящее одесную матери Рима;
8. Откуда придет судить живых и мертвых;
9. Верую в гений Муссолини;
10. В нашего святого отца - фашизм и в общение его мучеников;
11. В обращение итальянцев и
12. В воскресение римской империи. Аминь.
Потом епископ прочел так называемые десять заповедей, из которых три гласят следующее:
1. Я - Италия, ваша мать, ваша повелительница, ваше божество;
2. Вы не должны иметь никакой другой матери, никакого другого повелителя, никакого божества кроме меня.
3. Вы должны чтить Италию, как Бога, и праздновать ее праздники...

Источник: Ральф Нортон Муссолини и возрождение римской империи/ "Свет к просвещению" №3 март 1934. - изд-во "Johames de Heer" Польша. Варшава.

Нарушил ли Иисус Закон?
В Евангелиях мы можем прочитать истории о том, как Иисус (со слов фарисеев) нарушал Закон. В частности это касается срывания колосьев в субботу, что причислялось к одной из разновидности физического труда, что являлось нарушением для еврея установленного субботнего покоя (см. Лк. 6:1-5ст.), также не омовения рук до употребления пищи, в данном случае дело касалось хлеба (см. Мк. 7:5ст.) и исцеления больного в субботу (см. к примеру Лк. 6:6-11 ст.). В связи с этим приходят на память слова самого Христа о том, что Он пришел не нарушить, а исполнить Закон (см. Мф. 5:17ст.). Так как же тут быть с описываемыми случаями "явного" нарушения Закона и словами Христа?
Со слов Давида Флуссера, Иисус не нарушил не в одном из этих случаев иудейского Закона.
Во-первых, что касается срывания колосьев, то срывали их ученики Христа, а не Он сам. В тоже время согласно общепринятому мнению в то время среди иудеев, упавшие колосья в субботу можно было лишь растирать пальцами, но согласно мнению галлилейских раввинов, трактование Закона, у которых несколько отличалось от трактования Закона раввинами Иерусалима (к примеру можно взять точку зрения галлилейского раввина Иехуды), то колосья можно было растирать рукой, чему и последовали ученики Христа будучи выходцами из Галлилеи. Во-вторых, что касается омовения рук перед едой то это "предание старцев" было принято за одно поколение до рождения Христа и не являлось общеобязательным требованием для всех иудеев. Данному предписанию следовали лишь определенные группы иудеев, которые принимали это обязательство в качестве пожизненного и обязательного для себя. Что же касается исцеления в субботу больного, то разрешалось в случаях даже незначительных признаков смертельной опасности для человека все виды целительства. В иных случаях не допускалось использование механических средств. Но исцеление словом в субботу было разрешено, даже когда речь шла о неопасных болезнях. В связи с выше изложенным можно сказать, что возражения фарисеев по отношению к Иисусу и Его ученикам, по поводу нарушениями ими Закона, насили сомнительный характер.

Источник: Флуссер Д. Иисус свидетельствующий о себе / Пер. С нем. К. Мамаева. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 325 с.

Храм Соломона был построен по принципу Финикийских храмов.
Храм Соломона был построен по принципу Финикийских храмов. В качестве примера стоит привести единственно из найденных в Сирии храм, принадлежащей к той же эпохе царей (1000 - 600 гг. до Р.Х.), им является небольшой храм царей Хаттингы (VIII в. до Р.Х.). Который был обнаружен в Телль-Тайнате. Крайне важным обстоятельством является то, что он имел планировку, очень схожую с планировкой Храма Соломона.

Источник: Райт Д. Э. Библейская археология, издательство "Олег Бышко". - СПб.: 2003. - 454 с.

"и называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове" (Деяния 14:12)
Нам хорошо знакома история с исцелением хромого Варнавой и Павлом в Листре (Малая Азия) во время своего первого миссионерского путешествия. Когда Варнаву и Павла за исцеление хромого местное население решило провозгласить богами (Зевсом и Гермесом). Зевс и Гермес были традиционно связаны с этим районом. Документальное подтверждение совместного богослужения этим двум божествам было обнаружено в 1910 г. сэром Уильямом Кальдером, нашедшим надпись приблизительно 250 г. в Седасе возле Листры. Эта надпись сообщает о посвящении Зевсу статуи Гермеса и солнечных часов людьми с ликийскими именами. Далее в 1926 г. то же ученный вместе с профессором Баклером нашел каменный алтарь вблизи Листры, посвященный "Слышащему моления" по-видимому, Зевсу и Гермесу. Так же в "Египетских тайнах" Ямвлиха, Гермес описывается, как "бог, который предводительствует в речах".

Источник: Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Slawische Evangeliums Verienigung e. V. 1990 155 с. (118-119) стр. 119 начин. c "Ямвлиха"

"Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель" (Рим. 16:23)
В послании к Римлянам написанном зимой 56-57 гг. в Коринфе, Павел передает приветы от своих компаньонов, в частности: "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель". В 1929 г. при раскопках в Коринфе профессор Т. Л. Шиэр обнаружил мостовую с надписью: "Ераст куратор общественных зданий, проложил эту мостовую за свой счет". Мостовая относилась к слою первого века, и весьма вероятно, что ее строитель и упоминаемый Павлом Ераст это одно и то же лицо.

Источник: Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Slawische Evangeliums Verienigung e. V. 1990 155 с. (117)

Купальня Вифезда (Иоанна 5:2)
Трудность связанная с идентификацией новозаветных мест при изучении истории Ранней Церкви возникает в связи с разрушение Иерусалима () в 70 г. и основания нового языческого города на том же месте в 135 г. Но все же благодаря кропотливому труду археологов мы можем с каждым разом, все больше узнавать и исторически (документально) доказывать правоту того, что приводится в Св. Писании.
Купальня Вифезда была обнаружена в северо-восточном квартале старого города Иерусалима, называвшемся в первом столетии .новым городом.. Раскопки 1888 г. в этом квартале поблизости от церкви Св. Анны обнаружили остатки древнего церковного строения. В его подвале располагалась усыпальница, чья северная стена состояла из пяти отделений, имитировавших арки. На этой стене можно было также различить остатки фрески, изображавшей ангела, играющего в воде. Раскопки проведенные ниже усыпальницы показали то, что усыпальница находится на месте купальни. Был открыт лестничный марш, спускавшийся к бассейну с пятью портиками на северной стороне, прямо под имитациями арок в усыпальнице.

Источник: Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Slawische Evangeliums Verienigung e. V. 1990 155 с. (116)

Иерусалимский Храм и язычники (Деяния 21:27 и дал.)
Согласно установленному распорядку, язычники могли вступать во внешний двор Храма, но не могли вступать далее под страхом смертной казни (Иосиф Флавий. Иудейская война 5:5). Римские власти настолько были заинтересованы в мирном сосуществовании с другими народами, что санкционировали казнь римских граждан нарушавших этот запрет, (там же 6:2,4). А чтобы никто не мог заявить о не знании этого закона, внешний и внутренний дворы Храма разделили заграждением, на котором повешены, были объявления на греческом и латинском языках предупреждавшие о наказании язычников, нарушающих запрет.
Одно из таких греческих объявлений было найдено в Иерусалиме в 1871 г. К. С. Клермоном-Ганно, и находится ныне в Стамбуле. Оно гласит: "Ни один иноземец не имеет права миновать заграждение, окружающее храм и внутренний двор. Всякий, схваченный при этом, сам будет виновен в своей смерти" (ср. Еф. 2:14).

Источник: Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Slawische Evangeliums Verienigung e. V. 1990 155 с.

Переосмысление и изменение ритуальной практики в Ранней Церкви
Со времени проведения первого Апостольского собора (ок. 51 г. н. э.), начался процесс переосмысления и изменения главных обрядов, повседневной молитвенной практики и праздников у христиан. Это делалось, для того чтобы Христианство не воспринималась, как одна из сект Иудаизма. Вместо постов в понедельник и четверг, принятых у иудеев, христиане стали поститься в среду и пятницу в воспоминание о днях предательства и распятия Христа. Назначение поста ранние христиане понимали в духе пророчества Исайи (58: 6-7). Деньги, сэкономленные на пище во время поста, следовало отдать вдовам, сиротам и другим нуждающимся.
Молитвенная жизнь христиан с течением времени также стала отличаться от иудейской. Вместо молитвы "Слушай Израиль: Господь Б-г Наш - Господь един есть…" (Втор. 6:4), которую несколько раз в день повторяли евреи, христиане пользовались молитвой, заповеданной Самим Христом. Христианские учителя II и III вв. предписывают повторение "Отче наш" три и более раз в день.
В отличие от иудеев, которые молились, повернувшись в направлении к Иерусалимскому храму, древние христиане во время молитвы обращались на Восток. Для определения направления восточную стену комнаты помечали крестом. Молитва совершалась либо на коленях, либо стоя с распростертыми вверх руками и взглядом, обращенным в небо.
Христиане постепенно отказались от строгого соблюдения субботы и стали собираться на день Господень - воскресение. За отмену ограничений кошерной пищи, обрезания и субботы выступали многие апологеты II века (Напр. см. "Послание к Диогену". 4).
В своем богослужении христиане сохранили структуру субботних служб в синагоге - чтение Торы (Пятикнижие Моисеево) и Пророков, проповедь, пение псалмов и общие молитвы, дополнив ее совместной трапезой - евхаристией. Что касается Писаний, то христиане читали на богослужении книги, принятые в синагоге, так и те, которые были написаны впервые два поколения апостолов. Напомним, что новозаветный канон сформировался, за исключением некоторых книг*, оставшихся спорными, только к концу II в. * Предметом споров было церковное использование следующих книг: Иакова, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иуды, Откровения, Пастыря Ермы, и Евангелия от евреев.

Источник: П. Л. Гаврилюк. История катехизации в древней церкви / Под. Ред. Свящ. Георгия Кочеткова. - М.: Свято-Филоретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с., 16 с. цв. илл.

Откуда появилось слово "куролесить"
Всем нам знакомо слово "куролесить", в качестве синонимов этого слова нам сразу же на ум приходят такие слова, как "хулиганить", "набедокурить" и т. п. Но мало, кто знает, что это слово (куролесить) происходит от двух объединенных вместе греческих слов: "kurios" и "eleason" , что переводиться, как "Господи помилуй".

Потерянные колена Израиля, где их искать?
В процессе развития исторических событий в Палестине и рядом с ней прилегающих территорий, со времён ассирийских завоеваний (722 г. до н. э.) и вавилонского плена (586 г. до н. э.) вплоть до I в. н. э., время "разбросало" многие колена Израиля по всему миру (рассеяние), что некоторые из них считались потерянными на всегда.
На протяжении всей истории мира об этих коленах периодически вспоминают в связи с самыми различными народами - фалашами в Эфиопии, пуштунами в Афганистане, хазарами на Северном Кавказе и даже американскими индейцами. Так же и мормоны считают себя потомками Израиля. В ряде случаев речь идёт не столь о легенде, сколь об исторических фактах, следы которых сравнительно хорошо сохранились. Фалаши - это евреи Эфиопии, о которых стало хорошо известно в 1985 г., когда, благодаря организованному Израилем воздушному мосту ("операция Моше"), они были вывезены из Эфиопии, где жили в условиях средневековья и голода под правлением марксистского правительства. Около 20000 тысяч фалашей стали затем репатриантами в Израиле.
Хотя их еврейское происхождение не вызывает сомнений, они отделившись от общего ствола настолько давно, что подробности их истории очень неопределённы. Сами они себя считают потомками царицы Савской и царя Соломона, знаменитая история любви, которых происходила около X в. до н. э. Сын этого союза - первый император Эфиопии Менелик I - был их предком. В IV в. распространение христианства в Эфиопии заставило их бежать на север страны, где они и проживали до настоящего времени. Их эфиопское название "фалаши" как раз и означает "изгнанники".
Высказывались и другие предположения: они могли быть обращены в иудаизм еврейскими миссионерами, пришедшими из Южной Аравии после разрушения Храма в I в н. э., или произошли от еврейских колонистов Верхнего Египта, ушедших на юг после первого разрушения Храма в 586 г. до. н. э.
Первое достоверное упоминание о фалашах относится к X в. н. э., когда они основали еврейское царство, которое, по-видимому, имело более миллиона подданных. Однако это царство, оказавшись между христианами-коптами Эфиопии и мусульманами рухнуло в XVII в. К началу XX в. фалашей оставалось не более сотни тысяч. Подвергаясь всевозможным притеснениям со стороны эфиопских властей и живя в нищете, фалаши никогда не теряли надежды однажды вернуться, а Израиль, однако до самого последнего времени они считали себя единственными евреями, оставшимися в мире.
Когда другие евреи обнаружили их существование, реакция была диаметрально противоположной друг другу. Лишь в 1973 г. главный раввин Израиля признал их настоящими евреями - потомками "колена Данова".
Тем не менее, религиозные обычая фалашей отличаются от практики остальных евреев своим архаическим характером. Они скрупулёзно выполняют пищевые ритуалы и не позволяют себе зажигать огонь - даже свечу - в субботу. Женщины удаляются в отдельную хижину на время менструаций. Глиняная чаша, служащая для пасхальной трапезы, уничтожается после употребления . символ бесповоротного ухода из Египта. Трудности ассимиляции, которые пришлось фалашем перенести со своей эмиграцией, в конце концов, были преодолены, фалаши быстро выучили иврит - семитский язык.
Хазары - это тюркский народ, который когда-то занимал огромную территорию к северу от Кавказа. Между VII и X вв. они образовали империю, по своему могуществу не уступавшую Византийской империи (Константинополь) и империи Омейядов (Дамаск). Их историческая роль, по-видимому, была очень значительной, поскольку благодаря их силе остановилась экспансия ислама на территорию бывшего СССР. В то же время история хазар известна только по летописям соседних народов, что оставляет большие неясности относительно их цивилизации и распада их империи.
Один удивительный факт, однако, представляется вполне достоверным: это обращение хазарского царя и, по крайней мере, части его народа в иудаизм в середине VIII в. Это решение может частично объясниться политическими потребностями: не делать уступок ни исламу, ни христианству - религиям двух соседних империй, соперничавших с Хазарской.
Иудаизм хазар в начале был, по-видимому, очень близок к иудаизму караимов. В последствии под влиянием раввинов, пришедших с Ближнего Востока, произошло смещение в сторону классического иудаизма.
Удивительным было то, что спустя восемь столетий после разрушения Храма и диаспоры еврейского народа, существовала империя, официальной религией которой был иудаизм, но население, которой было тюркским, т. е. несемитским, и не имело кровной связи с Авраамом. После разрушения Хазарской империи в 965 г., значительная часть ее населения эмигрировала на Запад . настолько значительная, что на территории современной Венгрии в XII в. хазарский язык употреблялся наравне с венгерским. Другим предполагаемым "коленом Израиля" рассматривают пуштунов.
Пуштуны были полностью исламизированы после 662 г. Их 7 млн. в Афганистане - треть населения, и около 12 млн. в Пакистане, составляет 8% всех пакистанцев. Язык пушту - индоевропейский, близкий к персидскому, с которым он разделяет роль официального языка Афганистана. Эти горцы занимаются скотоводством и возделыванием земли. Имея белую кожу, голубые глаза они достаточно отличаются от преобладающего в регионе тюркского населения.
Многие признаки заставляют предположить, что пуштуны имеют отдалённое еврейское происхождение: дети подвергаются обрезанию на восьмой день после рождения, женщины принимают ритуальную ванну после менструации, женитьба происходит под балдахином и сопровождается обменом кольцами. С 13 лет мужчины носят накидку для молитв с бахромой, которая напоминает еврейский талит, но служит как коврик для молитв. К этим обычаям присоединяются и данные устной традиции пуштунов. Согласно этой традиции, родословная пуштунов восходит к Афгану, сыну Иеремии и внуку царя Саула. Древняя королевская династия Афганистана считала себя принадлежащей к колену Вениаминову и потомкам царя Саула. Названия этнических групп пуштунов напоминает названия племён Израиля: Рабани (Рувим), Шинвари (Симеон), Левани (Левий), Дафтани (Неффалим), Джаджани (Гад), Ашури (Асир), Юсулцай (Иосиф)- Кабул - Столица Афганистана - носит название древней деревни в Самарии, которую занимало колено Асира. В городском музее имеется стела XI в., найденная при раскопках в пуштунской деревне, на которой имеется следующая любопытная надпись на древнееврейском: "Вижу в тени Господа, ждут нас страх и страдание, евреи погибнут, мусульмане выживут". Все эти указания заставили институт Амишав в Иерусалиме заняться углублённым изучением истории пуштунов, образ жизни которых остаётся в действительности вполне библейским.

Источник: Малерб М. Религии человечества.- М . СПб.: "Рудомино", "Университетская книга", 1997 г., 600 с.

Интерпретация христианского учения в период нацизма в Германии (XX в.)
Всем нам известно отношение к евреям в период правления национал-социалистической партии в Германии (находящейся под предводительством Адольфа Гитлера). Безусловно, в этот период истории Германии Церковь, как один из институтов общества подпало под жесткое влияние властей. В связи со сложившейся обстановкой (еврейские погромы, концентрационные лагеря и т.п.), власти было необходимо пересмотреть священные тексты Библии и "подогнать" их под новую государственную идеологию. Лишь небольшая часть верующих (в качестве примера можно привести часть лютеран) заняла четкую антифашистскую позицию, примкнув к "Исповеднической церкви", которая отвергала идеологию гитлеризма и расовый закон.
В качестве примера пересмотра Священного Писания и "подгонки" их под новую государственную идеологию можно привести такие данные: Немецкий государственный епископ Людвиг Мюллер "перевел" евангелие от Матфея, а епископ Вайдеманн евангелие от Иоанна. Всякие ссылки на Ветхий Завет совершенно опускались. Слова: "Ибо в этом закон и пророки› были заменены следующим образом: "Ибо в этом Божья, правда, которая в крови вашей и передана вам предками вашими". Слова: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" заменены так: "Блаженны те, которые сами прокладывают себе дорогу в жизни". "Блаженны миротворцы" переведено так: "Блаженны те, которые живут в мире со своими соотечественниками".

Источник: "Гитлеровский Новый Завет". . Гость. . 1938. . 10. . 126 с.

У пророка Иеремии был писец!
Из книги пророка Иеремии мы узнаем о том, что Иеремия пользовался "услугами" писца, что являлось повседневным явлением начиная с I тыс. до н. э. Писцы того времени, в основном занимались составлением правовых документов для частных лиц. Таким писцом видимо, был Барух, сын Нирии, с которым мы знакомимся у Иеремии в (36:4; 45:1). Этому писцу, вероятно, принадлежит найденное в Иерусалиме печать с надписью: "[Принадлежит] Берехйиаху, сыну Нерийаху, писцу", что указывает на его достойное общественное положение.

Источники: Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983. Avigad N. Hebrew Bullae from the Time of Jeremiah. Remmants of a Burnt Archive. Jerusalem, 1986.

Откуда пришла фраза "Чистый четверг"?
В период ранней Церкви (II . III), как правило, в воскресный день служители Церкви проводили таинство Водного Крещения над новообращенными. В четверг на кануне Крещения неофиты (люди, претендующие на вступление в Церковную общину и находящиеся в преддверии Таинства Крещения) должны были принять ванну. Такое предписание объяснялось тем, что в течение всего периода интенсивной подготовки ко Крещению эти люди сознательно лишали себя возможности помыться, чтобы как можно глубже проникнуться духом покаяния перед совершением Таинства Крещения.

Источник: Крещение и общение церквей (сборник материалов коллоквиума в крестовоздвиженском монастыре). . М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000,- 147 с.

Историчность личности Иисуса Навина
Иисус Навин является не только исторической личностью, но достаточно известной и грозной, исторической фигурой своего времени (1400-1350 гг. до н.э.). Доказательством тому является финикийская надпись найденная около г. Тингиса в Мавритании (западная Африка). Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана и эта же надпись приводиться в истории вандалов Прокопия, которая гласит: "Мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина"

Спуск ап. Павла по стене Дамаска и связанные с этим события
Всем нам хорошо известна история о спуске ап. Павла по городской стене Дамаска, которая описывается нам в книги Деяний 9: 23-25 ст. и 2 Коринф.11:32ст. На первый взгляд все ясно и понятно, но стоит "заглянуть" не много дальше, чтобы увидеть происходящие события, которые окружали ап. Павла на тот момент. Это позволит нам более хорошо, понять то в насколько трудной ситуации находился ап. Павел.
В начале первого века область оживленной торговли, на которой стоял Дамаск являлась огромным оазисом в сирийской пустыне. Это был караванный центр, соединяющий Палмир и финикийский горный проход. Эта область славилась своей ткацкой промышленностью и как место отдыха при перевозках из Иудеи.
В то же время это было место нескончаемых конфликтов между династией Геродов и арабским народом набатейцев, хозяев огромного оазиса Петры, расположенного ближе к югу, которые желали иметь монопольное право на все караванные пути между Аравией и сирийской стороной. Со времени правления Августа началось активное расселение набатеев в северном направлении: обустроившись уже в Филадельфии (Аммане), они стали контролировать Геразу, затем заняли горы "выше Дамаска", на юго-востоке, откуда совершали набеги на Дамаск (Strabon, 16,2, 16 и 20).
Когда Герод Антипа развелся со своей супругой набатеянкой в 27 году. Из мести царь набатеев захватил область Гамалы (Иосиф Флавий. Иудей. Древности. XVIII, 5, 1). В 30-е годы перелом был окончательным: страна, где проходил путь Савла, стала местом военных действий. Набатеи, победившие Антипу, усилили свое влияние на Севере. Начиная с 33-34 годов перестал быть зоной римского влияния, потому что здесь уже не чеканили монеты с изображением императора. Это означало, как свидетельствовал Савл, что набатеи завладели городом: по их обычаю (AJ,18, 5, <113>), регион попадал в распоряжение династии, став независимым округом, который Савл определил как "этпархию", используя греческий эквивалент арабского "sheik", (как глава кочевников).
Таким образом, когда Савл прибыл в Дамаск, после пребывания в Аравии (Гал. 1:17), положение иудеев там было крайне шатким, несмотря на то, что набатеи никогда не прибегали к антисемитизму. Двадцать четвертый стих книги Деяний говорит нам о том, что ".прошло довольно времени." (около трех лет) прежде, чем Иудеи решили убить апостола. Столь долгое "терпение" со стороны евреев было обусловлено ожиданием ответа на их запрос о Савле, который стал последователем Христа и того, что с ним делать т.к. он все же по-прежнему считался посланцем Синедриона, имея от него соответствующие письмо (Деяния 9:1-2). Задержка ответа была связана со сложившейся трудной ситуацией в самом Синедрионе. Прибывший в то время на праздник легат Вителлий сместил Кайафу и назначил первосвященником Ионатана, а вскоре отстранил и его, заменив Феофилом (Иосиф Флавий. Иудей. Древности., XVIII, 4, 3; 5, 3). Все это быстро привело к быстрому прекращению преследований.
Город подготавливался к осаде, в связи с организованным походом на него частей Вителлиуса, легата Сирии, по дороге в Петру, чтобы сломить сопротивление набатеев и взять в плен царя. В марте 37 года в связи со смертью императора Тиберия военный поход пришлось отложить.
Дамаск, находящийся в обороне, был совершено, закрыт и Павел мог покинуть его не иначе, как, только спустившись в корзине по городской стене, что практиковалось с древних времен в осажденных городах.
После смерти цезаря Тиберия в 37 году на римский трон взошел Калигула. Пытаясь водворить мир на Востоке Калигула передал Дамаск Арету IV (умершему в 40 г. н.э.).
От его лица в Дамаске стал править этнарх или наместник.

Источник: Басле Мария-Франсуаза. Апостол Павел. Серия "След в истории". Ростов-на-Дону: "Феникс",1999.- 480 с. Прот. Мень А. Первые Апостолы. М.: "Фонд имени Александра Меня", 1998.- 356 с.

"Песни Песней" настолько ль странная книга?
Некоторые люди, впервые открыв книгу "Песни Песней" в начале ее первого прочтения поражаются, ее столь откровенному содержанию, описывающему близкие, интимно-личностные отношения между двумя возлюбленными. Первая, мысль, которая приходит в голову "Как эта книга попала в священный канон?" и "Можно ли ее считать действительно частью Св. Писания из-за содержащихся в ней на первый взгляд столь неординарных описываемых сюжетов?".
Эти вопросы и подобные им можно задавать до бесконечности, если не знать особенности описываемых событий в книге. В "Песни Песней" фоном происходящих событий, является определенный период времени, во время общения жениха и невесты (по еврейскому обычаю) между заключением брачного договора (киддушим), и началом совместного сожительства (ниссуши). Поэтому их страстные речи вполне законны. Что дало право евреям внести эту книгу в Танах (Ветхий Завет).
Источник: Э. Гальбиати, А. Пьяцца. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет).- изд-во. "Христианская Россия" Италия, Милан.-1992.

Иосиф или "непорочное зачатие"?
Евангелист Матфей в самом начале своего повествования начинает говорить нам о том, что Иисус не был родным сыном Иосифа (от крови). Тридцать девять раз (1:2-16) Матфей использует глагол egennesen - "родил". Затем, неожиданно в стихе 16, подойдя к Иосифу, он меняет эту формулу, говоря, что Иосиф был только мужем Марии, от которой (женский род, как и в греч.) родился Христос. Матфей ненавязчиво, но ясно указывает на то, что Иисус был приемным сыном Иосифа (и законным наследником престола Давида), и родным сыном Марии. Так исполнилось пророчество во 2 Царств 7:12-17ст. и в Иеремии 22:30ст.
Кроме этого необходимо заглянуть в евангелие от Луки (1:34-38), где греческое слово parthenos и еврейское alma можно перевести, как "молодая женщина". Тем не менее, в этом контексте оно должно переводится как "дева", поскольку Мария заявила: "Я мужа не знаю" Лука же будучи врачом, не принял бы этой идеи, будь она недостоверна.
Источник: М.Э. Мур. Жизнь Христа в хронологическом порядке. Пер. с англ. И ред. К. Назаров. - М.: 2003.- изд-во "Духовная Академия ап. Павла".

Как называли египетских правителей?
Слово "фараон" как титул египетских царей восходит к древнеегипетскому слову per-o (пер-о или пер-аа, транскрибируется по разному) . "большой дом" равно, как и "дворец"; с середины II тыс. до н.э. это слово стало употребляться и для обозначения самого царя, но в Египте никогда не употреблялось, как официальный титул царя. В Ветхом Завете египетские цари обычно обозначаются словом "фараон", которое появилось в греческом языке, в III веке до н.э. в переводе ветхозаветных книг на греческий язык в Александрии и через греческий язык вошло в новые языки (хотя в греческом и латинском языках оно встречается очень редко, обычно употребляется слово "царь").
Полная официальная титулатура египетских царей ("протокол") обычно состоит из пяти "великих имен": первые три . царские эпитеты, четвертое . тронное имя, пятое . личное имя царя до восшествия на престол. Четвертое и пятое имена первыми стали различать цари V династии (ок. 2600 . 2500гг. до н.э.), и они писались в отдельных картушах. Например, картушные имена Тутмоса III: "Менхеперра" (тронное имя) и "Тутмос" (личное имя). Слово biti ("пчеловод, пасечник") было титулом царей Нижнего Египта.
Источник: Плиний Старший Естествознание. Об искусстве./Изд. подг. Г.А. Таронян.-М.:, Ладомир,1994.

Смерть Апостолов Иисуса Христа:
Петр . распят
Андрей . распят
Матфей . убит ударом меча
Иоанн . умер своей смертью
Иаков сын Алфея . распят
Филипп - распят
Симеон . распят
Фаддей . убит стрелами
Иаков брат Иисуса . забит камнями
Фома . вздет на копье
Варфоломей . Распят
Иаков сын Заведея . убит ударом меча
Павел . обезглавлен

Какую часть Нового Завета раньше всего признали авторитетной?
Мнения о том, какая часть Нового Завета раньше всего получила всеобщее церковное признание, расходятся. Одни (Гарнак) считали, что ядром канона были Евангелия, к которым вскоре присоединились Послания апостола Павла, а затем Деяния. С другой стороны (Гуспид, Барнетт и Миттон) настаивали на том, что первое собрание новозаветных книг свел воедино неизвестный христианский писатель якобы являющийся автором десяти посланий вошедших в Новый Завет, (не считая пастырских). Другая гипотеза, предложенная Уиндишем, говорит нам о том, что будто автором канона является автор Апокалипсиса, поскольку в этой книге в сжатом виде содержится весь канон Нового Завета, а именно слова Иисуса, будущая история Царства и семь посланий. Но все это лишь гипотезы, из которых последняя наименее правдоподобна.
На сегодняшний день у нас есть средство, которое позволяет определить сравнительную степень авторитетности Евангелий и посланий в древней Церкви,- мы можем сравнить частоту, с какою теми или другими пользовались древние церковные писатели. Грубую оценку можно получить, воспользовавшись I томом Biblia Patristica, где представлены списки цитат из всех книг Нового Завета, принадлежавших Отцам Церкви, от Климента Александрийского до Тертулианна. Учитывая эти данные, можно заключить, что из четырех Евангелий чаще всего цитировалось Евангелие от Матфея. Остальные располагаются в таком порядке: Лука, Иоанн и Марк. Из Посланий Павла самое цитируемое - 1-е к Коринфянам, за которым следует к Римлянам, к Ефесянам, к Галатам. Эти цифры свидетельствуют о том, что Евангелия признавались авторитетными раньше Посланий Павла.
Источник: Б.М. Мецгер Канон Нового Завета (возникновение, развитие, значение). - Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. - М.: изд. 3-е.-2001.

Кто же проглотил пророка Иона?
Всем нам известна история о пророке Ионе и о том, как его проглотил "большой кит" (Иона 2:1). Но некоторые люди заявляют о том, что подобная история это откровенная сказка т.к. все грамотные люди знают, что у кита горло настолько узенькое, что он может питаться только маленькими ракушками и рыбками и в связи с этим история о проглоченном Ионе это кем-то придуманный рассказ.
Чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, надо хорошо вникнуть в жизнь этих "больших китов".
Приведем сообщения крупнейшего немецкого зоолога Альфреда Брема относительно биологии китообразных морских млекопитающих, с целью найти среди них кита пророка Ионы. Он определил, каким требованиям должен удовлетворять этот кит: он должен быть обитателем Средиземного моря; быть вблизи корабля, на поверхности воды; должен поглощать добычу целиком, не повреждая зубами; у него должно быть очень широкое горло и пространный желудок с нормальным давлением воздуха, без пищеварительных кислот.
Изучив 27 видов зубастых китов . дельфинов и 16 видов беззубых китов . гигантов, приходим к следующим выводам:
1. Беззубые киты очень большие, 20 м. длиной, но их горло чрезвычайно узкое. По этой причине они питаются исключительно ракушками и мелкой рыбой. Киты . гиганты живут исключительно в открытых океанах северного полушария. Вывод: ни один беззубый (усатый) кит не мог проглотить пророка Иону.
2. Кашалот, крупнейший вид зубастых китов, длиной 20 . 30 метров. Он живет во всех открытых теплых океанах и морях, где находит в обильной мере свою любимую пищу: осьминогов и кальмаров. Но кормится он на глубине 200 . 300 метров.
Изучая дальше обширный подотряд зубастых дельфинов . китов, мы находим представителя этой группы: дельфина . касатку, или "Орку". Ныне он обитает в северных районах Атлантического и Тихого океанов, мигрируя к берегам Англии и Франции. По сообщениям древнеримских ученных, в древние времена и в Средиземном море обитали эти морские хищники. Они, как и дельфины, охотно сопровождали корабли и поглощали все возможное, брошенное в море. Хотя у дельфина . касатки очень много острых зубов (до 240 штук), добычу он никогда не раздробляет зубами, а поглощает ее целиком. Длина этого дельфина достигает 10 метров. Горло у него такое широкое, что может проглотить не только человека, но и тюленя или другого дельфина, весом до 300 килограмм. Его желудок имеет три самостоятельных отделения: первая каморка желудка . это настоящий "склад" для пищи. Ее стены покрыты толстым роговатым слоем кожи. Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, и стены не движутся. Эта коморка наполнена воздухом нор рмального давления.
После наполнения "склада" открывается второе отделение желудка, которое можно назвать "мельницей . дробилкой". Отсюда переходит грубая смесь в третье отделение, в "лабораторию", где продолжается химическая обработка пищи в густую жидкость.
На основе научных данных по всей вероятности дельфин . касатка является тем "большим китом", который соответствует всем требованиям, чтобы пророк Иона мог спастись.
Источник: Неделька.- 1998.-2 (6).-изд-во: Библия для всех.

Отчего опьянел Ной?
В книге Бытие 9:21-25 для нас повествуется история об опьяневшем Ное и первая из мыслей, которая, может прийти нам в голову "О первый алкоголик!", но насколько это соответствует действительности, пожалуй, нам в этом следует разобраться.
      Из приведенного отрывка складывается впечатление, что эффект, произведенный употреблением вина, явился неожиданностью, как для самого Ноя, так и для его семьи-именно этим и может определяться неадекватная реакция его "меньшего" (т.е. среднего-в отличие от "младшего") сына, который уже имел собственных детей.
      Необходимо отметить то, что после потопа на земле изменились природные условия. Насколько же они изменились?
      Большинство исследователей поддерживает точку зрения, что допотопная земная атмосфера (называемая в Бытие 1:7 "твердь") была окружена воднопаровой оболочкой, мощность которой была эквивалентна двенадцатиметровому слою жидкой воды. Именно разрушение этой оболочки явилось причиной сорокадневного ливня во время потопа. Благодаря ќводам над твердью›, служившим парниковым экраном, на всей допотопной Земле царил теплый тропический климат, организмы были менее подвержены пагубному воздействию космического излучения, а атмосферное давление превышало современное на 1.14 атмосфер, т.е. более чем в два раза. Так что алкогольный эффект сухого вина вполне мог тогда быть не большим, чем сегодня-от употребления кисломолочных продуктов.
      Разрушение воднопаровой оболочки, окружавшей земную атмосферу до потопа, привело к падению атмосферного давления ( а вместе с ним парциального давления кислорода) более чем в два раза, что не могло не сказаться на метаболизме этанола (алкоголя). Таким образом, опьянение действительно должно было стать для Ноя большой неожиданностью, если вообще не первым подобным переживанием для всего человечества.
      Что касается вопроса посадки виноградных лоз Ноем, то необходимо помнить об отсутствии в то время фильтрационных агрегатов для очистки воды, что приводило к необходимости выращивания плодов винограда, как единственного и безопасного источника влаги. Так же необходимо помнить и об отсутствии в то время способ пастеризации, консервирования и холодных установок для хранения виноградного сока, что приводило к необходимости виноделия как единственного способа заготовления и хранения напитков.
      Как правило, заготавливалось вино, получаемое путем брожения, и имеющее крепость около 12% об.

Данные: о. Тимофей Алферов, Сергей Головин, Дмитрий Поберский. "От чего опьянел Ной".Хронограф.-1997.-2.

А знаете ли вы, что означают слова обращенные к ап. Петру в МФ.26:73?
"Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя" (МФ.26:73)
Речь жителей галилеи отличалось от речи других палестинцев своими гортанными звуками. В качестве примера можно привести произношение имени Иисус. Имя "Иисус" на еврейском языке звучало, как "Иешу", а на галилейском наречии "Ешу".

Данные:*прот. А.Мень "Первые апостолы".

Болел ли заболеванием глаз ап. Павел?
     Послание к Галатам 4:13-15ст. говорят нам о том, что ап. Павел болел неким заболеванием глаз. Подобные заболевания были типичны для жителей I-го века и не только. Сухой и пыльный климат Палестины как и других пустынных местностей того региона мог способствовать развитию подобных заболеваний. Как правило больше всего заболеваниями глаз заболевали купцы-торговцы, бродячии философы и различные путешественики идущие пыльными и грязными пустынными дорогами.
     Греческое слово "astheneia" стоящие в выше приведенном отрывке означает "физическую болезнь или недомогание",это уже говорит нам о том, что ап. Павел действительно болел. Апостол Павел заразился малярией в комариных болотах прибрежной Памфилии (Деяния 13:13). Иоанн Марк невыдержев этого испытания возвратился к себе домой из-за чего ап. Павел в дальнейшем некоторое время не сотрудничал с Марком,(Деяния 15:37-40).
     Апостол Павел отправившись на север и взобравшись на гористое плато Галатии там был охвачен жестокой лихорадкой из-за чего это сказалось на его зрении.
     По косвенным признакам считается, что он заболел одной из форм глазных заболеваний "Офтальмия" т.к. в книги Деяний 23:1-5 описывается случай с ап. Павлом, где он не признал перед собой стоявшего первосваященника, который безусловно был одет в первосвященнические одежды, которые ни с чем нельзя было спутать.

Какая самая древняя книга в Библии?
Самым древним текстом в Библии считается "Песнь Деворы" из книги Судей 5 глава. Время ее написания датируется XII веком до н.э.

Данные: Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячилетия до н.э.-М.:Наука.Издательская фирма "Восточная литература"; Еврейский университет в Москве, 1993.-352с.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаете ли вы, что в Евангелиях насчитывается примерно 194 беседы и выступления Иисуса Христа?
Знаете ли вы, что одна и та же местность в разных местах Св. Писания называется по разному?
Палестина она же:
Земля Ханаанская - Быт 12:5, 16:3, 33:19

Генисаретское озеро(Лк 5:1) (Бахр-Табария), в тектонической впадине Гхор (историческая обл. Палестина на Ближнем Востоке) на территории Израиля, восточное побережье - на границе Израиля и Сирии. Лежит на 212 м ниже уровня м. 145 км2, глубина до 48 м. Через Тивериадское озеро протекает р. Иордан. Оно же:
озеро Киннереф - Числ 34:11
Галилейское море - Мф 4:18
Тивериадское море - Ин 21:1

Средиземное море оно же:
Море великое - Числ 34:6, Нав 1:4, Иез 47:10
Море Филистимское - Исх 23:31
Море Западное - Втор 11:24, Зах 14:8

"Братский Вестник" №2, 1983; издательство "ВСЕХБ" Москва. Статья "Библейская география"

http://paveltsvetkov.boom.ru/interes.html