http://www.dazzle.ru/spec/ksorg.shtml

Известным славянским культовым центром является городище Аркона на острове Руяне (современный остров Рюген, Германия) - он же, вероятно, известный по русским сказкам и заговорам, остров Буян.

Центральным местом святилища был храм бога Святовита известный по описанию Саксона Грамматика: «город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм».

Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ).

Общей размер капища был приблизительно 300-350 метров.

В настоящее время мысовая часть острова, где и находился храм Святовита, размыта морем (общая длинна городища на данный момент составляет 160 метров).

На самом городище имелся источник, почитаемый во время языческих празднеств, а недалеко - крупный курганный могильник.

На самом святилище выявлены остатки культовых предметов - прежде всего разнообразного оружия (свидетельство о воинском культе) и жертвенных животных - в основном молодых особей, принесенных в жертву во время осенних праздников урожая (не случайно почитание Святовита связанно с осенним равноденствием).

Аркона - языческий центр поморского племени руян (ругов).

Именно благодаря общеславянскому святилищу и оракулу, куда стекались дары со всех славянских земель, этот народ обеспечил себе могущество и славу. Кроме того, руяне были отчаянными пиратами, долгое время удерживавшими под своим контролем Балтику. Военную мощь племени олицетворяла дружина при храме Святовита - триста отборных воинов, почитавших священного белого коня четырехликого бога.

Святилище не сразу стало общеизвестным. Руяне выступают на первый план лишь в середине XI века, хотя само святилище, судя по данным археологии, возникло в начале IX века.

С начала XII века натиск на Восточную Европу христианства резко усилился.

Славяне отчаянно сопротивлялись, но силы были неравны. После долгих и кровопролитных сражений датчане в 1168 году взяли и разрушил святилище, сожгли статую Святовита, и покорил руян.

http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4 … mp;keyno=0

Аркона

"Аркона (Arkona), город и религиозный центр балтийских славян 10-12 веков на острове Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169 году. Остатки святилища бога Святовида, общественных и жилых построек", - говорит энциклопедический словарь. Всего лишь несколько строчек о великом городе-храме. Исправим эту несправедливость и поговорим о нём поподробнее.

Остров Руге (Руян) давно славился славянскими пиратами, наводившими ужас на немецких и датских купцов. Репутацию свирепых морских разбойников славянская братина получала за беспредельную свирепость и бесконечные войны, которые она вела со всеми соседями.

Западнославянские прибалтийские племена достигли высокого развития к IX-X в. н.э. Строительство города-храма, широко известного в сопредельных и более отдалённых местах, говорит нам о расцвете западнославянской культуры. Аркону описал датский средневековый автор Саксон Грамматик ("Gesta Danorum"). Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др.

Город был построен на скалистом берегу острова, что делало его неприступным со стороны моря. С запада его окружала стена высотой 10-13 метров, вал которой можно узреть и по сей день. В Арконе находилось множество храмов различных славянских божеств, что говорит о том, что город был огромным религиозным центром. Но воистину главным богом Арконы был Святовид, ему посвящался самый крупный и самый богатый храм на острове (при раскопках рядом с храмом была обнаружена площадь народных собраний, а западнее располагались жилые сооружения). Сам храм был деревянным строением и возвышался на равнине. Стены храма украшали картины, имелся лишь один вход. В здании было два помещения, в одном из которых, состоявшим из нескольких столбов и чудесных занавесей, находился кумир Святовида и его полное боевое снаряжение :меч, а также узда и седло его коня, который содержался здесь же в храме. Истукан имел четыре лица, смотрящие в разные стороны света и, возможно, символизирующие четыре времени года. Борода у Святовида отсутствовала, на голове – завитые кудри. По одной версии в левой руке у него был лук, по другой она упиралась в бок. В правой божество держало превеликий рог, поражающий своими размерами (сам истукан намного превышал человеческий рост), при бедре висел меч в серебряных ножнах. Кроме всего перечисленного в храме находилось священное знамя Святовида (станица), его несли впереди войска перед сражением. Как и другие военные атрибуты, знамя говорит нам, что Святовид почитался богом войны. Рог Святовида означал покровительство плодородию.

Раз в году Святовид давал ответы на вопросы верующих, общаясь с ними через жреца. Праздник, по-видимому, происходил в сентябре после уборки хлеба. Весь народ собирался на площади перед капищем. Действа праздника были очень многообразны, пригонялось большое количество скота для жертвоприношений.

За сутки до праздника сам верховный жрец выметал веником храм бога. Выметание символизировало конец года (сентябрьский стиль времяисчисления). На следующий день жрец брал из руки рог Святовида, который в течение года наполняли вином. Устами жреца Святовид предсказывал о плодородии в грядущем году, и если вина испарилось много, то год грозил быть бесплодным, и наоборот, если мало, то урожай будет хорошем. Прошлогоднее вино выливалось перед стопами Святовида, затем жрец наполнял рог новым и выпивал его в честь бога, прося, чтобы тот даровал людям изобилие и удачу в ратных делах. Далее жрец снова наполнял рог и вставлял его в руку божества. Все сообща молились богу и приносили многочисленные жертвы. По окончании жертвоприношения, вносили пирог огромных размеров (в него мог поместиться человек во весь рост). Жрец входил внутрь пирога и спрашивал у присутствующих, видят ли его? Когда ему отвечали, что нет, он обращался к Святовиду и просил, чтобы солнце было видимым и после зимы всё вновь ожило. После окончания обрядов начинались жертвоприношения скота. Жрец от имени бога обещал людям всяческих благ и победу над врагами, призывал к прилежному почитанию и жертвоприношениям.

Как было сказано выше, при храме содержали коня Святовида, белой масти. Его гриву и хвост оставляли нестрижеными. Оседлать скакуна мог только первый жрец. Сей конь, также участвовал в гаданиях, посредством него гадали перед началом военного похода. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копьё поперёк. Жрец торжественно произносил молитву, затем выводил коня за узду из сеней храма и вёл на скрещенные копья. Если конь, походя через все копья, ступал сначала правой ногой, а потом левой – это считалось счастливым предзнаменованием, если же конь ступал сначала левой ногой, то военный поход в этом случае отменялся. Гадали также следующим образом: под вечер коня оставляли вычищенным, а утром находили его вспененным и грязным (всю ночь Святовид бьётся с врагом на своём коне). По состоянию коня и определяли, стоит ли начинать войну или нет.

Храм Святовида был очень богатым, ведь он принимал не только дары, но и часть военной добычи. Святовид также сражался, точнее за него сражались триста всадников на белых конях. Захваченную военную добычу они приносили храму. Ежегодную дань на жертвы ему платили соседние племена, присылали дары властители соседних народов. Датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу.

Арконский храм стал главным религиозным центром славянского Поморья, «седалищем идолослужения», - так называли его папские епископы. Могущество Арконы не могло не привлечь внимание христианской церкви, всё более усиливавшей свои позиции на севере. Так 15 июня 1169 г. по приказу епископа Абсалона войска датского короля Вальдемара I взяли город и разрушили храм. Вскоре вся Полабия, раздираемая братоубийственными войнами лютичей (велетов) и ободритов после двухсот лет кровавой борьбы была аннексирована Германией. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать славянскую речь. Маленький народ «сарбы» (очень напоминает «сербы») смог сохранить свою культуру и язык среди многочисленных непроходимых болот, и пока жив этот маленький народ, о смерти этноса говорить слишком рано.

Здесь интересные фото по Арконе и Рюгену!
http://orei.livejournal.com/96391.html
+ Небольшая подборка книг!
http://community.livejournal.com/oldrus/