Наследие предков

Объявление

Форум посвящен изучению традиций, религий, верований, религиозно-мистических течений Античности, Древней Руси, Германо-скандинавской мифологии и эпосу, религиозно-мистическим течениям Германии первой половины 20 века, а так же проблемам современного развития новых религиозных течений.

При использовании любого материала с нашего форума, обязательно размещайте ссылку на наш ресурс. Это поможет развитию форума, привлечению новых людей, а так же популяризации авторских работ наших уважаемых авторов. Спасибо.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наследие предков » Конференции института "Наследие предков" » Антропософия. Рудольф Штайнер. Современная антропософия


Антропософия. Рудольф Штайнер. Современная антропософия

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Рудольф Штайнер
Rudolf Steiner
27.02.1861-30.03.1925

Рудольф ШТАЙНЕР (1861—1925) имел оккультный опыт сверхчувственного восприятия с семилетнего возраста, и реальность духовного мира была для него столь же достоверной, как и реальность мира чувственного. Но становлению его как объективного исследователя духовного мира предшествовала серьезная школа мышления: он получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте, параллельно с этим посещая философские лекции. В результате он говорил: «Одна и та же форма опыта открыла мне правду в науке и мистическую реальность христианства».
Cоединение христианства с учением о реинкарнации Рудольф Штайнер считал одной из важнейших задач. В 1902 году он создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, опираясь на европейскую традицию, современную науку и собственные оккультные исследования. В 1913 году в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество.
Рудольф Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины, лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, новых направлений в искусстве (в том числе эвритмии) и архитектуре, инициировал движение за разделение трех сфер «социального организма» — культуры, политики и экономики. В сотрудничестве со Штайнером группа священников и богословов основала в 1922 году движение за обновление религиозной жизни.
  Основы антропософской духовной науки и сообщения о духовном мире Рудольф Штайнер изложил в серии книг и статей, а также в более чем 5000 лекциях.

Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?
Ден Даган, Джуди Даар
(Сокращенный перевод с английского А. Л. Дворкина)

1. Рудольф Штайнер и антропософия

    Вальдорфские школы - одна из наиболее заметных форм деятельности "Антропософского общества", которое шведский исследователь Свен Ове Ханссон назвал "самой удачливой оккультной религией в Европе" . Другие исследователи называют его "самой развитой современной формой западного эзотеризма" и "высокоорганизованной оккультной группой" .   

    Антропософия зародилась в период духовной сумятицы, которая царила в Германии в начале ХХ в. В то время экзотические и оккультные религиозные группы плодились как грибы, то есть ситуация была похожа на взрывоподобное распространение культов " Нью эйдж (New Age)" в 60-е годы в США. "Антропософское общество" было создано Рудольфом Штайнером (1861-1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение Теософии (Theosophy), но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о "духовном мире". Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

    Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину (в Европе у секты есть собственные больницы), "биодинамическое" сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни "Кемпхилл" для отставших в развитии людей и "церковь" под названием "Христианская община". Однако самой эффективной программой распространения теософии являются ее вальдорфские школы.

    Их число иллюстрирует размеры успеха. По всему миру существуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число вальдорфских школ постоянно растет. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория", их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы - просто "свободными школами".

2. Учение

     Согласно учению Штайнера, Христос - это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы - Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством "ясновидения" в мифических "хрониках акаши". Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество - почерпнута им из индуизма через теософию. К ним он подмешал двух богов из дуалистического зороастризма и поместил эту смесь в рамки геоцентрической космологии средневековой Европы, согласно которой человечество занимает ступень в космической иерархии непосредственно под девятью чинами сверхъестественных существ. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле "что наверху, то и внизу". Семь планет соотносятся с семью историческими эпохами, двенадцать созвездий зодиака - с двенадцатью частями человеческого тела, четыре стихии - с четырьмя типами человеческого темперамента, и т. д., до мельчайших деталей. Эти магические соотношения характеризуют Космос как единую живую духовную сеть бытия. Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. В этом отношении антропософия весьма смахивает на псевдохристианские хилиастические секты. После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его утопическую политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему, чтобы антропософия по меньшей мере могла бы начать процесс повышения эволюционного уровня душ, которые будут воплощены в будущих поколениях. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны.

3. Привлекательные черты вальдорфских школ

    Каким же образом и почему не имеющие никакого отношения к антропософии родители посылают своих детей в школы, распространяющие эти столь необычные идеи? Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако сектантская идеология остается незамеченной. Ее можно заметить только если знать, где искать. Посетитель видит лишь прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому не удивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, также как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.

4. Обман

     Помимо соблазнительной красоты, вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный и заранее разработанный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами "внешних" для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал:

    "Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, - и попросту одурачить их" .

    Поскольку вальдорфцы используют христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают их школы за христианские. Родители-христиане или те, кто хотел бы дать своим детям достойное образование в христианской традиции, могут выбрать вальдорфские школы именно из-за этого, также как и многие некатолики предпочитают посылать своих детей в католические школы. Помимо этого, вальдорфские учителя рассказывают, что в предмете "духовная история человечества" помимо христианства изучаются и другие религии как неотъемлемая часть этой истории. Но захотели бы эти родители записать своих детей в вальдорфские школы, если бы они знали о странных верованиях их основателя, о принципах, которыми руководствуются учителя, и о том, насколько эти странные верования и эти принципы влияют на каждый предмет, преподаваемый в школе? Конечно, учителя будут утверждать, что, несмотря на их личную веру в религиозное учение Штайнера, в школах они профессионально используют только его педагогические наработки. Но мы знаем, что это не так.

    Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Соответственно государственные педагогические инстанции, рассматривающие вопрос о лицензировании вальдорфских школ, должны рассматривать всю полноту писаний создателя системы. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами и продающихся, в частности, в вальдорфских школах. Если на основе этих доктрин составить своего рода "символ веры" и попросить родителей подписаться под ним, то вряд ли антропософские школы смогут похвастаться большим количеством учеников: в каждой из них будет лишь по десятку детей местных антропософов.

    Антропософских учебников как таковых не существует. Но если родители захотят провести расследование, они смогут найти написанные Штайнером книги, в которых содержатся оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов. Тем не менее учителя-вальдорфцы убеждали авторов этого текста в том, что их школы внеденоменационны и нерелигиозны. Они признали лишь то, что некоторые из учений Штайнера "довольно сложны".

    Мы не знаем, какие материалы предоставили антропософы руководству образовательных округов городов Милуоки и Детройта , но вальдорфская школа в Сан-Франциско предоставила в распоряжение авторов документ, в котором содержались следующие обманные утверждения:

    "Какое количество антропософии и Штайнеровских идей преподается детям в вальдорфских школах?

    Ни капли. В день, когда Рудольф Штайнер открыл первую вальдорфскую школу, он твердо заявил: "Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы". Хотя существует всемирное "Антропософское общество", члены которого неизбежно поддерживают вальдорфские школы, не существует абсолютно никакой связи между школами и обществом (курсив наш - Авт.).

    Являются ли школы религиозными?

    Если это означает присоединение к той или иной деноминации или секте, то мы отвечаем НЕТ. Однако школы можно назвать "религиозными" в более возвышенном смысле этого слова и к тому же они основаны на христианской перспективе западной цивилизации" .

    Сравните это высказывание с тем, что Штайнер говорил на закрытых конференциях учителей первой вальдорфской школы:

    "Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения" .

    То, что эта политика продолжается до сегодняшнего дня, неопровержимо доказывается словами современного антропософского писателя Гилберта Чайлдза: "Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую - учителями" .

    "…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего" .

    Художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы М. С. Ричардс так пишет о религиозной природе вальдорфских школ: "Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от "внешних" предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично - они художественны, познавательны и религиозны" .

5. Антропософия в программе школ

    Эта противоречивая позиция оказывает двоякое влияние на преподавание:

    1) через прямое преподавание вероучения, причем более ревностные учителя занимаются им больше, чем другие;

    2) через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению.

    Верования секты просачиваются в школьную программу из-за энтузиазма учителей, считающих необходимым доносить эти "факты" до школьников. Часто попросту из-за невежества они принимают на веру идеи Штайнера относительно данного предмета, даже не осознавая, что весь остальной мир думает иначе. Штайнер говорил: "Вы должны заставить детей осознавать, что им дают объективную истину. И если это иногда выглядит похожим на антропософию, то в этом не вина антропософии. Просто вещи устроены таким образом… Так или иначе познающий истину неизбежно станет антропософом" .

    В других случаях учителя верят, что доктрины секты являются самым передовым научным знанием, и им предоставлена особая привилегия преподносить его школьникам. Например, в предмете "физиология", который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о "двенадцати чувствах" и их соотношении со знаками зодиака. В качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские "пост-атлантические эпохи", последняя часть его чтения "хроник акаши", содержащие данные об "эволюции земли". Уроки искусства состоят из копирования рисуемых учителем на доске иллюстраций и в штайнеровских акварельных медитациях на "чистом цвете", исполняемых в технике "влажным по влажному". Много времени проводится в повторяющемся геометрическом черчении, предназначенном для того, чтобы ученики оценили "свойства чистых цифр".

    Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает. Штайнер учил, что свет является чистым духом и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе.

    Постоянно работающие в вальдорфских школах учителя являются убежденными антропософами, считающими задачей своей жизни сохранение и распространение штайнерианского мировоззрения. Над центром классной доски, где в католических школах обычно помещено распятие, вальдорфские учителя часто помещают изображение солнца. Также мы видели на этом месте изображение танцовщика, левая рука которого согнута под прямым углом вверх, а правая - под прямым углом вниз. Это - изображение знака бога-солнца - свастика.

    Вальдорфские занятия всегда начинаются с молитвы. Вот стишок Штайнера, который ежедневно произносится перед занятиями в классах с 1-го по 4-й:

"Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу" .

    Для неинформированного человека это может выглядеть как общая молитва, приемлемая для любой деистической религии. Однако для того, кто знает, что антропософы почитают бога-солнце, этот текст выглядит совсем по-другому.

    В Милуоки, где городская образовательная комиссия приняла решение субсидировать вальдорфскую школу как альтернативное частное образовательное заведение, "заслуженный" вальдорфский учитель Бетти Стели сообщила, что им удалось оставить все молитвы , лишь заменив слово "Бог" словами "внутренний свет" . Однако использование слова "Бог" в проводимых в классе вальдорфских молитвах было введено в 20-е годы как сознательное приспособление к общественному мнению. В антропософских писаниях обычно употребляется слово "боги", а не "Бог". Все эти перемены находятся в полном согласии с проводившейся Штайнером политикой маскировки. Как он советовал еще в 20-х годах, "что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но "открывающим занятия стишком". Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение "молитва", исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской" .

    Все вальдорфские школьники обязаны проходить два особых предмета, которые являются чисто антропософскими духовными упражнениями: живопись и эвритмия. Школьники проходят живопись каждый год в течение всего процесса обучения, но на этих уроках они разучивают только одну технику: штайнеровский метод акварельного письма по влажной поверхности. Вальдорфские школьники разучивают и используют иные способы рисования в ходе занятий по другим предметам, но занятия живописью выделяются особо. Все школьники пишут одни и те же картинки. Вальдорфские занятия живописью не имеют ничего общего с творчеством или самовыражением. Их тайная задача - воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы.

    Эвритмией все школьники занимаются дважды в неделю. Как и живопись, это духовное и "целительное" упражнение. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. Человеку внешнему все эти позиции кажутся абсолютно бессмысленными, но посвященные верят утверждению Штайнера, что эвритмия - это подлинный язык ангелов.

    Одной из наиболее очевидных сектантских характеристик вальдорфских школ является отвержение ими всех внешних идей как в педагогике, так и в преподающихся там предметах. У вальдорфцев есть их собственные методы, которые они восприняли от своего учителя. Поскольку Штайнер уже мертв, никакие изменения или дополнения не допускаются.

    Вальдорфские учителя проходят обучение только в вальдорфских институтах по подготовке и обогащению педагогов. Они не обучаются в педагогических институтах и не входят в региональные или национальные учительские организации . Вальдорфские школьники изолированы в равной степени. Например, обучающихся точным наукам вальдорфских школьников в Сан-Франциско не водят на экскурсии в "Эксплораторий" (всемирно известный научный музей в Сан-Франциско, где можно все трогать руками и проводить какие угодно опыты), так как научная экспозиция музея противоречит "откровениям" Штайнера.

    Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. "Внешним" это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана . Это хороший пример того, как тайные доктрины оказывают разрушительное влияние на содержание учебных программ.

6. Милуоки

    Руководство американских городов Милуоки и Детройта начало финансировать вальдорфские школы, которые были оформлены как государственные "альтернативные" школы. Но для получения этого статуса вальдорфцы должны были нанять значительное количество учителей "со стороны".

    Однако позволить преподавать в своих школах людям, не разделяющим их религиозную доктрину, вальдорфцы не могли. Для разрешения этой дилеммы они немедленно подвергли учительский состав религиозной индоктринации. По словам "заслуженного" вальдорфского учителя Бетти Стали, учителя изучали биографию Рудольфа Штайнера, развитие ребенка, основы вальдорфской учебной программы и ее соотношение с развитием ребенка, четыре темперамента, важность для учителя занятий развитием своей внутренней жизни через групповые упражнения и процесс самотрансформации через искусство .

    Первый настораживающий признак - это то, что биография основателя была помещена на самый верх списка. Остальные предметы являют собой типичный пример использования сектой привычных названий, под которыми они подразумевают нечто совершенно иное. Например, когда антропософы говорят о развитии ребенка, они имеют в виду 3 штайнеровских семилетних цикла (мистическое число), в ходе которых душа ребенка постепенно перевоплощается из духовного мира и "физическое", "эфирное" и "астральное" тела входят в то, что главный антропософ называет должными отношениями между собой, для того, чтобы смогло воплотиться "внутреннее Я", доселе балансировавшее между смертью и новым рождением. Под ссылкой на четыре темперамента имеется в виду увлечение Штайнера средневековой физиологией. Вальдорфские учителя классифицируют личности на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков и относятся к детям соответственно их типам. Групповые упражнения на самом деле являются медитативными практиками Штайнера. Стали сообщила, что новые учителя восприняли доктрину Штайнера с энтузиазмом.

Журнал "Free Inquiry". Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.

http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=93

0

2

Карл Унгер

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР И СУЩНОСТЬ ЭЗОТЕРИКИ

Лекция, прочитанная в 1928 году на торжественном открытии Второго Гётеанума[1].

Сущность эзотерики невозможно описать кратко. Хотелось бы определить место эзотерики в нашей современности.
Рудольф Штайнер часто говорил, что эзотерика существовала в каждой эпохе, хотя в разные времена под этим всякий раз понималось нечто свое. И все же во все времена эзотерика предполагала душевный строй, лежащий за пределами обыденной жизни и познавательных способностей своего времени, — тот душевный строй, который еще предстояло обрести собственными трудами.
  Можно указать на переход от третьей культурной эпохи к четвертой, а от нее — к пятой. Импульс третьей эпохи снова обнаруживается в наше время, так что имеется веское основание заняться им.

Из «Очерка тайноведения» Рудольфа Штайнера мы узнаем, как космические процессы эволюции в прежние времена приводили к определенным путям посвящения.
  С этой точки зрения атлантические мистерии представляют собой повторение сатурнического развития в полярную эпоху; персидское посвящение отражает повторение солнечного развития в гиперборейскую эпоху. Затем следует третья постатлантическая — египто-халдейская эпоха, охватывающая также историю еврейского народа. В это время души людей были проникнуты сущностью древней Луны — реликтом лемурийского периода. В древней Лемурии человек еще пребывал в магической связи со стихиями Земли — он мог еще в высокой степени воздействовать на природные силы и управлять ими. В измененной форме эту магическую силу древности мы наблюдаем в мистериальных центрах третьей культурной эпохи: господствующую в них эзотерику следует считать исключительно магической. Дошедшие до нас культурные памятники того времени могли быть созданы только под воздействием магической эзотерики. Доступ к ней имели лишь избранные ценой неслыханно суровых и тяжелых испытаний. Подчас избранным еще с детских лет предстояло долгие годы проходить душевное и духовное обучение вплоть до переживания мистической смерти, охватывавшей все биологические силы организма. Вот почему требовалось беспрекословное подчинение учителю, который высвобождал духовные силы высших тел ученика из-под влияния физического тела и вновь соединял все его тела. Посвящение могло быть достигнуто только при магическом содействии иерофанта. И народы обретали руководство и побуждение к культурному развитию благодаря магическим силам и мощному суггестивному воздействию, исходившему из центров Мистерий.

Сами мистериальные центры при помощи магических средств были защищены от проникновения посторонних. Нежелательные и незваные подлежали уничтожению. Указания на такую защиту священных мистериальных центров можно найти уже в Ветхом Завете: никому, кроме первосвященника, не дозволялось вступать в Святая святых, любой непосвященный, приблизившийся к ней, подлежал смерти. Разумеется, мне прекрасно известно, что все это вплоть до мелочей истолковано в материалистическом смысле; но это только уличает в невежестве таких толкователей, ибо они ничего не понимают в сути предмета.
Затем наступила греческая эпоха, наиболее проникнутая воспоминаниями о Мистериях Атлантиды. В эту эпоху существовала «тайная эзотерика». Она уже не проникала вплоть до физически-телесного, но была еще действенной непосредственно в душевных переживаниях бодрствующего сознания. Она пробуждала энтузиазм, энергию воодушевления, «исполненность божественным» и силой искусства вела к проявлению божественного в жизни людей.

Магическая защита Мистерий требовала затраты сил — и ее компенсировали введением запрета на разглашение тайн, который сопровождался клятвами и угрозами. Предательство тайн Мистерий преследовалось и каралось смертью.
  Следы «тайной эзотерики» можно обнаружить и в разных современных тайных обществах: в них сохранились остатки древних традиций с их формами и ритуалами, которые в этих обществах стремятся держать в строжайшем секрете. И в них предательство наказуемо.

Но в наше время мы сталкиваемся с совершенно другими побуждениями. Мы постепенно выходим за пределы эпохи магической практики и тайной эзотерики, ибо Мистериям надлежит открыто предстать перед обществом. Мистерия Голгофы стала тем поворотным пунктом, когда Христос совершенно осознанно отбросил ограничения древних традиций и Своей смертью и воскресением «исполнил» мистериальную мудрость всех времен, причем «перед всем народом». Это не укрылось от знающих людей того времени, — вот почему Он был провозглашен предателем Мистерий. В Новом Завете говорится: «Много чудес Он сотворил перед народом», и они «искали что-то против Него».

Рудольф Штайнер в своей книге «Христианство как мистический факт» и в многочисленных лекциях указывал именно на это коренное отличие деяния Христа от всех предшествовавших видов посвящения. Мистерия Голгофы обращена ко всему миру, это космическое событие; оно означает освобождение существа Мистерий от ограничений. Со времени Мистерии Голгофы нам следует признать эзотерику освобожденной — и это самое главное. Для Рудольфа Штайнера это было краеугольным положением, и во втором периоде своей деятельности в Антропософском обществе он вводил нас в глубины Мистерии Голгофы, руководствуясь Евангелием. Сообщая нам результаты своего духовнонаучного исследования относительно космического деяния Христа Иисуса, он открывал нам одновременно новое понимание содержания Библии; и настоящий трепет охватывал душу при подобном проникновении в религиозный памятник. Каждое слово Библии в этой связи вновь обретало свое священное всемирное значение, переживалась его эзотерическая мощь.

Рудольф Штайнер намеревался сообщить людям, объединившимся в Антропософское общество, эзотерическое учение, со­образное нашей, пятой культурной эпохе. Он хотел указать им путь к христианскому эзотерическому развитию, которое, опираясь на понимание древних оккультных традиций, применяет преобразованные сверхчувственные методы исследования, соответствующие эпохе души сознательной.

Мне хотелось хотя бы отчасти выразить это в тех словах, которые употреблял сам Рудольф Штайнер. Однажды он сказал: «Недостаточно осознается, что в каждой моей лекции, в том числе и публичной, содержится вся полнота эзотерики. Надо только правильно воспринять лекцию». Это было сказано в годы войны, когда стало невозможным привычным образом заниматься эзотерикой, а члены общества стали просить снова заняться ею. Этими словами Рудольф Штайнер хотел охарактеризовать, что следует в наше время понимать под «эзотерическим». В другой раз он сказал: «Мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну эзотерическую книгу, которая таковой не считается, ибо она у всех перед глазами, — на “Наукоучение” Фихте». В этом смысле даже логарифмическую таблицу Рудольф Штайнер рассматривал как эзотерический материал; иными словами, для понимания эзотерического требуется научная подготовка и добрая воля, чтобы пройти необходимые приуготовления. С нашей стороны требуется серьезно отнестись к этим словам.

Каким же образом Рудольф Штайнер развивал эзотерическое в нашем Обществе?

Кто проследит эволюцию Рудольфа Штайнера с начала двадцатого столетия, увидит следующее: Рудольф Штайнер часто подыскивал почву для определенных сообщений, а это могло быть осуществлено в очень узком кругу, подчас состоящем из трех, двух, а бывало — и одного человека, когда он мог, словно на ощупь, сообщить некоторые результаты своего духовного исследования. Он как бы пытался экспериментально установить, насколько сознание современного человека способно «вынести» такого рода информацию. Это могло быть какое-нибудь новое открытие, которое он сообщал немногим. Случалось, его просили дать дополнительные разъяснения, а через какое-то время можно было увидеть, что ту же самую тему он освещал уже в расширенном кругу — например, в какой-нибудь эзотерической группе. А затем делалось сообщение на собрании всех членов Антропософского общества, и через какое-то время те же самые факты уже открыто обсуждались в публичных лекциях.

Вы видите, каким образом эзотерическое, то есть духовное, еще не доступное обыденному переживанию, постепенно, шаг за шагом должно прививаться сознанию современного человека. Шаг за шагом должна быть подготовлена почва для посева. Но с самого начала все это предназначалось для каждого человека. Рудольф Штайнер пробил стену, которая до самого окончания Кали-юги (1899) окружала духовную жизнь нового времени. Но и в наше время еще существуют посвященные разных направлений — прогрессивные и консервативные. Рудольф Штайнер же хотел дать людям все то, до чего они созрели. Как Иисус Христос прошел через Мистерию Голгофы ради всех людей, так и в наше время никто не должен быть исключен.

Между тем надо учитывать, что и духовный мир имеет свои законы и не допускает того, кто не желает быть подготовлен. Порукой тому, что постороннему доступ закрыт, служит трудоемкость необходимых приготовлений и консерватизм состояния сознания человека. Мистерии в самих себе несут собственную защиту — для этого сегодня нет нужды ни в каких особых средствах, ни в магии, ни в секретности.

Средства защиты Мистерий Рудольф Штайнер включил в методику пути к эзотерическому. Этот путь таков, что в его подготовительной стадии — в том, что Рудольф Штайнер именовал «штудиумом антропософии», — заложены силы, пробуждающие истинное самопознание человека. Древний призыв «О, человек, познай себя», доносящийся из глубин Мистерий, охватывает душу того, кто серьезно проникнут антропософским духопознанием. В ходе душевных упражнений этот призыв трансформирует обыденное переживание “Я” в подлинное самопознание, а из него вырастает чувство ответственности в новом его значении, и это — ответственность перед Духом. С пробуждением Самодуха душа обретает свою родину среди духовных существ, под взором которых в ней рождается новая моральная душевная позиция. Как «древняя мудрость» требовала защиты при помощи магии или секретности, так новое познание основывается на подлинном самопознании человека и рожденной из него духовной ответственности. Вот почему после Рождественского собрания Рудольф Штайнер предал все материалы гласности. Он хотел вызвать к жизни новое мистериальное движение, способное непосредственно приводить к смыслу деяния Христа; в наше время свободная эзотерика является единственно возможной. Как магическая эзотерика проникала вплоть до телесных проявлений, как тайная эзотерика силой искусства пробуждала в душе новую энергию переживаний, так свободная эзотерика обращена к духу человека.

http://www.longin.ru/index.php?go=Content&id=19

0

3

Антропософия в зеркале научных энциклопедий

Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Гранат» выпуск 1932 года, том 50.

ШТАЙНЕР (Steiner), РУДОЛЬФ (1861-1925), основатель и вождь современного течения религиозно-мистической философии, т. н. антропософии, или «духовноведения», «науки о духовном человеке», учения о проникновении в духовную сущность человека и установлении жизненных форм, ведущих к его постепенному очищению в просветлению».

Антропософия отделилась от теософии (см.), когда Штайнер, разойдясь окончательно в 1917 г. с немецкими теософами, основал свое «антропософское общество» и приступил к постройке по своему оригинальному плану, своим чертежам и рисункам в Дорнахе, близ Базеля в Швейцарии, особого «храма» под названием «Гётеанум» (Goetheanum), своеобразной «свободной высшей школы для науки о духе». В этом здании, долженствовавшем наглядно воплощать идею слияния духа и материи и своими архитектурными, геометрическими и символическими формами и образами пробуждать «духовноведение», Штайнер читал лекции, ставил свои мистерии («Врата по­священия», «Испытание и пробуждение души», «Страж порога») и драмы Эдуарда Шюре; там же была основана и существующая поныне школа эвритмии—искусства пластически выражать ритмическими движениями слова в движения души. «Гётеанум» был закончен и торжественно открыт в 1921 г., в 1923 г. сгорел, а теперь на месте прежнего деревянного построен новый железобетонный.

Штайнер родился в маленьком австрийском городке недалеко от венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. С детства он проявлял редкую одаренность и большой интерес к математике и естествознанию; поступив в реальное училище, увлекся философией и проштудировал Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. По на­стоянию отца поступил после гимназии сначала в высшую техническую школу, но вскоре перешел на философский факультет венского, а потом ростокского университета, где и получил докторскую степень.

Еще студентом начал сотрудничать в разных журналах и заниматься преподаванием и обнаружил исключительный педагогический талант. Поселившись в Веймаре, работал в Гете - Шиллеровском архиве и участвовал в «Веймарском издании» сочинений Гете, редактируя и снабдив своими комментариями его естественно научные исследования, чем обратил на себя внимание, как молодой, подающий надежды философ.

В 1804 г. издал свое первое философское сочинение «Философия свободы» («Philosophic der Freiheit»:I часть посвящена критике теории познания, а II часть подробно развивает мысль о возможности «интуитивного творческого познания», не ограниченного рамками кантовской системы, путем «действенно-познавательного переживания, являющегося синтезом чувственного восприятия и отвлеченного мышления». В Веймаре же он издал свою книгу о миросозерцании Гете и монографию о Ницше.

С 1897 г. Штайнер переселяется в Берлин, сотрудничает в разных журналах («Literarisches Magazin», «Die Gesellschaft»), продолжает изучать естественные науки, читает лекции в рабочем университете (Arbeiterbildungsschule) и в 1900 г. издает книгу «Welt-und Lebensanschauungen im XIX Jahrh», переизданную позже в 1914 г. под заглавием «Загадки философии». В 1901 г. вышла его «Христианство как мистический факт и мисте­рии древности».

В октябре 1902 г. германская секция теософического общества привлекла Штайнера к деятельному участию, и Штайнер проявил здесь необычайную энергию: разъезжая по всей Германии, он прочел около 1.000 докладов, начал в 1903 г. издавать «социально-теософский» журнал «Люцифер», впоследствии переименованный в «Lucifer-Gnosis» (выходил до 1908 г.), выпустил свои основные сочинения: «Теософию», «Как достигнуть постижения высших миров», «Очерки тайной науки», и начал приобретать себе приверженцев и последователей. Он придал новый оттенок теософскому учению, наложив на него практический отпечаток, желая приблизить его к запросам за­падно-европейской психологии. Он пробует подвергнуть теософию научному обсуждению и в 1911 г. на международном философском конгрессе в Болонье читает доклад о «Психических основах и теоретико-познавательном значении философии». В отличие от «восточной мудрости» (Индия, Египет) англо-американских теософов, Штайнер более склоняется к христианству и европейским мистикам. В 1912 г. произошел разрыв Штайнера с теософами. Конфликт между германским и английским империализмом, приведший вскоре к мировой войне, отразился и на разрыве «германских» антропософов с «англо-саксонскими» теософами.

В начале войны Штайнер выступил в Берлине с докладом «Об истинной сущности германской культуры», но без успеха, так как не был пропитан духом господствовавшего тогда узкого национализма. В 1919 г. он предложил, как «морально-политическую меру», опубликовать тайные дипломатические акты, свидетельствующие, что Германия далеко не так виновата в возникновении войны.

В том же году опубликовал «Воззвание к германскому народу и культурному миру» и, выступая на собраниях берлинских рабочих, ратовал за необходимость пойти не путем обобществления средств и орудий производства, а путем полной эмансипации всей хозяйственной стороны общественной жизни от государственного вмешательства посредством насаждения экономических ассоциаций, возникающих по свободной инициативе на основании дробления социального организма на три автономные области: 1) политически-правовую, подведомственную государству и основанную на равенстве; 2) экономическую, осуществляемую вольными экономическими ассоциа­циями (кооперативы), основанную на братстве; 3) духовную, где царит полная свобода, возглавляемая ареопагом мудрецов в духе «Республики» Платона (изложено в книге Штайнера «Die Kernpunkte der soziale Frage»).

Эти бессильные перепевы давно изжитых мечтательных построений, под впечатлением военного краха и надвигающейся социальной революции, нашли, однако, некоторый отклик среди идеалистически настроенной интеллигенции и части рабочих не-социалистов. Был основан союз «Bund der Dreigiiederung des sozialen Organismus»; в Штуттгарте при папиросной фабрике Вальдорф была открыта школа для детей (около 600), где преподавали учителя-антропософы. Издавалось три антропософских органа: «Dreigiiederung des sozialen Organismus», «Die Drei», «Das Goetheanum»; создались среди приверженцев Штайнера, насчитывавших тогда много тысяч, своеобразные акционерные общества с большими капиталами для финансирования вольных эконо­мических ассоциаций: «Der Kommende Tag» (1920, в Штуттгарте), «Futurum» (в Базеле); образовались отделения, «антропософские общества», в разных странах, в Европе, Америке, в том числе в Москве, где изданы в переводе многие сочинения Штайнера (в изд. «Духовное знание»).

Со смертью Штайнера и утратой его личного обаяния антропософы остались без вождя (во главе стал комитет из трех лиц: Карл Унгер, Мария фон Сиверс, вдова Штайнера, и Микаэль Бауэр), социальная активность сократилась, а усилилась эзотерическая сторона и «цикл посвящений» доступных лишь для «избранных».
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pa … amp;id=266

Главная страница ресурса Антропософия в России:
http://www.anthroposophy.ru/index.php

0

4

Сборник работ Штайнера:
http://www.vbooks.ru/RELIGION/SHTAYNER-RUDOLF/

0

5

Germania30 написал(а):

Сборник работ Штайнера:

Еще ссылка на книги:
http://www.koob.ru/steiner/

0


Вы здесь » Наследие предков » Конференции института "Наследие предков" » Антропософия. Рудольф Штайнер. Современная антропософия